Журнал «Филоlogos»

    Аннотации статей.

    Александров И.А.. ВРЕМЯ В ПОЭЗИИ К. БАТЮШКОВА И О. МАНДЕЛЬШТАМА

    Воссоздание образа времени в поэзии не только формирует философский план стихотворения, но и помогает проявить самые характерные свойства стиля и художественного языка. Сходство мотивов одного и того же образа в творчестве авторов разных эпох помогает определить принципы стилевой преемственности. В статье рассматривается преемственность языкового построения образа времени в поэзии О. Мандельштама и К. Батюшкова. Особое внимание уделяется приемам метафоризации, олицетворения и опредмечивания образа времени.
    The visuality of time recreation in poetry does not just form philosophical aspect of a poem but also helps to exercise the most distinguishing traits of style and imaginative language. The similarity of the same visuality motives in the works of writers from different times helps to define the priciples of stylistic sucсession. The language composition sucсession of time visuality in O. Mandelshtam and K. Batushkov poetry is represented in the paper. Most attention is paid to the methods of metaphorization, personification and objectification of time visuality.

    Архангельская Ю.В.. Л. ТОЛСТОЙ И Э. МУНК: ОПЫТ КОМПАРАТИВНОГО АНАЛИЗА ТЕМАТИКИ И ИДИОСТИЛЯ

    В статье представлены результаты компаративного анализа тематики и идиостиля Льва Толстого и Эдварда Мунка в биографическом и культурном контекстах. Сходство многих жизненных эпизодов и традиционные, актуализированные историческим содержанием рубежа ХХ-ХХI вв. экзистенциальные концепты «Жизнь», «Смерть», «Любовь», «Страх», «Вера» и др. обусловили тематические доминанты, характерные для творчества обоих художников, столь различных по национальной принадлежности, происхождению и воспитанию. Основное внимание уделено их идиостилю, в частности, стилевым фигурам, создающим особый эффект «несовершенства» художественной формы.
    The paper presents the results of comparative analysis of themes and individual style of Leo Tolstoy and Edvard Munch in biographical and cultural context. Similarity of many episodes of life and traditional existential concepts “Life”, “Death”, “Fear”, “Faith” etc. actualized by historical content of the edge of 19-20 centuries, determined thematic dominants, specific for the work of both artists, being so different by nationality, origin and upbringing. The main attention is drawn to their individual style, particularly stylistic figures, creating the effect of “imperfection” of artistic form.

    Жебраткина И.Я., Иванова Г.С.. ОСОБЕННОСТИ И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СИСТЕМЫ КОНСОНАНТИЗМА ГЛУШКОВСКО-АЛЁКСОВСКИХ ГОВОРОВ МОКШАНСКОГО ЯЗЫКА

    В статье рассматриваются особенности системы консонантизма глушковско-алёксовских говоров мокшанского яхыка, а также некоторые фонетические процессы и явления в области консонантизма глушковско-алёксовских говоров. Исследование показывает, что фонетические особенности, процессы и явления в области консонантизма глушковско-алёксовских говоров мокшанского языка отличают их от других говоров мокшанского языка и позволяют выделить их в отдельную группу в системе мокшанских диалектов.
    The paper describes peculiarities of the consonant system of Glushkovsko-alyoksovsky accents of Moksha language, it also analyses some phonetic processes and phenomena in the consonant system of Glushkovsko-alyoksovsky accents. The research shows that the phonetic features, processes and phenomena in the consonant system of Glushkovsko-alyoksovsky accents distinguish them from other accents of Moksha language and make it possible to refer them to a separate group in the Moksha dialects system.

    Ибрагимова К.Г.. О ЗНАЧЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЛАКУНАРНОСТЬ» И «ЛАКУНА» ДЛЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕРЕВОДА

    В статье рассматриваются понятия лакунарности и лакуны в свете лингвокультурологического подхода к переводу. Этнокультурные аспекты различными способами репрезентируются в речи или тексте в виде лексики с культурным компонентом, коннотаций, аллюзий и т.д. Каждый из этих способов репрезентации культуры связан с определенными переводческими трудностями. Лингвокультурологический подход к переводу предполагает более глубокое изучение этнокультурных особенностей, фоновой информации другой культуры, выявление несовпадающих элементов и способов преодоления возникающей лакунарности.
    This paper explores the concepts of Lacunarity and Lacunae in the context of Cultural Linguistics approach to translation. Such ethno-cultural aspects can be represented in speech or a text in a way of words with cultural components, connotations, allusions, etc. Each of these ways of culture representation can be associated with certain translation difficulties. Cultural Linguistics approach to translation involves more profound study of ethnic and cultural features and background information of another culture, revealing incongruent elements and ways of overcoming lacunarity.

    Иванюк Б.П.. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: СЛОВАРНАЯ ВЕРСИЯ

    Статья предлагает словарное описание системного набора стихотворных жанров дидактической типологии в их национальном и тематическом многообразии. Представлены разноформатные варианты дидактической поэзии - энциклопедия, сборник, цикл, малые жанры (эпиграмма, афоризм и др.). Определены основные прагматические установки дидактической поэзии, а также сложившиеся в мировой поэтической дидактике три основных способа художественной коммуникации - описательный, суггестивный и сюжетный. Приводятся примеры дидактической маркировки загадки, пословицы, сатиры, травелога, эпистолы, «ars poetica» и др.
    The paper offers a dictionary description of the system set of poetic genres of didactic typology in their national and thematic diversity. Various modifications of didactic poetry are presented here - encyclopedia, collection, cycle, minor genres (epigram, aphorism, etc.). The author determines the basic pragmatic aims of didactic poetry, as well as he analyses the prevailing in the global poetic didactics three basic ways of artistic communication - descriptive, suggestive, and anecdotal one. The paper includes the examples of didactic marking of a riddle, a proverb, a satire, a travelogue, an epistles, «ars poetica» and others.

    Кувшинов Ф.В.. ОБРАЗ «ОБЩЕЖИТИЯ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920-1930-х ГГ

    В статье рассматривается критическое изображение локуса «общежитие» в русской литературе 1920 - 1930-х гг. в контексте исторических событий, связанных с критикой «нового» быта и установлением идеологического гнета. Репродукция общежития характеризуется снижением его образа. Это обусловлено несколькими причинами. С одной стороны, писатели отразили неспособность нового, советского обывателя следовать традиционным нормам коллективного проживания. С другой стороны, критика общежития оправдывала и в какой-то степени пропагандировала такой вид коллективного жилья, как коммуна.
    The paper considers a critical image of the locus "hostel" in the Russian literature of 1920 - 1930s in the context of the historical events related to the criticism of a "new" way of life and the establishment of the ideological oppression. The reproduction of a hostel is characterized by a decrease in its image. This is due to several reasons. On the one hand, writers reflected the inability of a new Soviet man to follow the traditional rules of collective living. On the other hand, the criticism of a hostel justified and, to some extent, promoted a commune as a kind of collective housing.

    Курносова И.М.. О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ

    В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием в русских народных говорах профессиональных или терминологических единиц. Автор на примере конкретных слов показывает противоречивость их лексикографической представленности, говорит о возможности квалификации такой лексики и фразеологии как множества терминосистем в русских народных говорах, выделяет сферы бытования слов, извлеченных из художественных произведений второй половины XIX - начала ХХ вв. и маркированных в словарях русского языка специальными пометами.
    This paper discusses issues related to the professional or terminological units functioning in Russian folk dialects. Author with reference to specific words shows contradictions of their lexicographical representation, says about the possibility of qualifying of the such lexis and phraseology as many terminology systems in Russian folk dialects, allocates the sphere of existence of words extracted from the works of art of the second half of XIX - early XX centures and marked by special litters in Russian dictionaries.

    Махмуд Х.Т.. ПОЛИФОНИЯ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

    В статье концепция М.М. Бахтина о полифонии представлена как базовая основа для выявления принципов организации публицистического пространства. На основе анализа языковой репрезентации личностей, выступающих в тексте эссе «Бытовое явление (Заметки публициста о смертной казни)» в различном качестве: автора, повествователя, героя, свидетеля и пр., - обосновывается полифоническая природа публицистики В.Г. Короленко. Характеристика языковой личности отдельных персонажей дается на уровне лексической и грамматико-синтаксической организации речи, что определяет возможность разграничения «голосов».
    M.M. Bakhtin's concept about polyphony is presented in paper as a basic basis for identification of the principles of the organization of publicistic space. On the basis of the analysis of language representation of the persons acting in the text of the essay «Everyday Occurrence (the Publicist's Notes about the Death Penalty)» in various quality: the author, the storyteller, the hero, the witness and so forth, - the polyphonic nature of journalism of V.G. Korolenko locates. The characteristic of the language identity of certain characters is given at the level of the lexical and grammatiko-syntactic organization of the speech that defines possibility of differentiation of «voices».

    Похаленков О.Е.. ОБРАЗНО-МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ИНИЦИАЦИЯ» В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВОЙНЕ)

    В статье рассматривается история возникновения и развития комплекса мотивов «инициация» в истории мировой литературы (на примере произведений о войне). Особое внимание уделяется положению мотивов в ядре мотивной модели и на ее периферии. Движение мотивов внутри мотивной модели указывает на их значимость для развития сюжета. Мотивная модель анализируется путем выявления этапов процесса инициации (взросления, фронтовых будней, возрождения), что дает возможность проследить динамику развития образа героя в литературе о войне.
    In the paper the history of appearance and development of the complex of motifs «initiation» in the history of world literature (on the example of the works of the war) is considered. Some special attention is paid to the position of the motif in the nuclear of the motif model and in its periphery. The movement of the motifs inside the model indicates the significance for the evolution of the plot. The motif model is analyzed by means of the foundation the stages of the process of the initiation («growing up», «front everyday life», «revival»), that gives an opportunity to trace the dynamics of the development of the literary hero in the literature about war.

    Родионова Н.Н.. К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОНИМИКОНА ТВОРЧЕСТВА М.М. ПРИШВИНА

    Статья посвящена проблемам изучения антропонимикона творчества М.М. Пришвина. Актуальность данной темы обусловлена особым вниманием современного языкознания к проблемам лингвистики текста, знаменательностью онимов для понимания и интерпретации текста, недостаточной изученностью ономастики Пришвина. Цель исследования - определение специфики изучения антропонимикона Пришвина, выявление функций онимов в тексте, их роли в создании художественного образа.
    The paper is devoted to the problem of studying of the anthroponymical side of M.M. Рrishvin’s works. The relevance of this theme is due to modern linguistics special attention to the problems of text linguistics, onim significant for text understanding and interpreting, an insufficient study of Prishvin`s onomastics. The purpose of study is a specific definition of of studying anthroponymical the work of Рrishvin, functions detection of onims in the text, their role in creating of an artistic image.

    Харитонов В.С.. МЕСТО СОНЕТА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.В. НАБОКОВА

    В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей обращения В.В. Набокова к жанру сонета, прослеживаются этапы его работы в этом направлении и своеобразие подхода к классическим жанровым формам. При анализе литературного контента уделяется внимание его дискурсивным и интертекстуальным составляющим, композиционным и версификационным особенностям набоковских текстов. Уделено внимание своеобразию авторских приемов актуализации и трансформации жанра, коррекции его релевантных характеристик.
    The paper reviews the matters related to V.V. Nabokov’s specific appeal to the genre of sonnet, follows stages of his artwork in this genre and his particular approach to classical genre forms. The analysis of literary content addresses its discourse and intertextual elements, composition and versification related characteristics of Nabokov’s texts. The paper also reviews the author’s methods of genre actualization and transformation, and correction of its relevant characteristics.

    Харитонов О.А.. ТЕОРИЯ ПОЛИФОНИИ В РОМАННОЙ ПРАКТИКЕ XX ВЕКА

    В статье раскрывается содержание понятия «полифонии» в отношении словесного творчества в целом и романной прозы в частности; кратко освещаются история и специфика романа как жанра, влияние бахтинской теории на отечественное и зарубежное литературоведение и на романную практику XX века (М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, В. Вульф, А. Белый, В. Набоков, Т. Манн, Дж. Дос Пассос, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Фаулз). Романная полифония рассматривается как репрезентативная форма трансформации традиционных отношений «автор - герой - читатель».
    The paper reveals the concept of "polyphony" in relation to verbal creativity in general and to novelistic prose in particular, it also briefly covers the history and specifics of a novel as a genre, shows the influence of M. Bakhtin's theory on the domestic and foreign literary criticism and on novel practice of the XX century (M. Proust, F. Kafka, J. Joyce, V. Woolf, A. Bely, V. Nabokov, T. Mann, J. Dos Passos, E. Hemingway, W. Faulkner, J. Fowles). Novel polyphony is viewed as a representative form of transformation of traditional relationships "author - character - reader".
Наверх