Журнал «Филоlogos»
Выпуск №33 (2) (2017)
МОТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТИ И.А. БУНИНА «МИТИНА ЛЮБОВЬ»
Поэтико-эстетические приметы нового литературного ХХ века - умение «сквозь малый элемент формы» передать «громадный мир целого», сложная ассоциативная техника письма, искусство мотивной организации произведения, насыщение его фольклорно-мифологической символикой, делающей художественный текст суггестивным, - в высшей степени присущи И.А. Бунину, автору повести «Митина любовь». Суггестия этого произведения обусловлена во многом виртуозно разработанной системой мотивов и лейтмотивов, организующих глубинные смысловые пласты, которые во многом уточняют и углубляют проблематику повести. Насыщение текста мотивами-перекличками, мотивами-повторами, мотивами-двойниками, переходящими один в другой, сплетающимися в мотивные узлы, сообщает ему символическую многослойность и многозначность. Стержневым в художественной структуре повести Бунина является мотив инициации, организующий в единый мотивный узел множество образных перекличек, повторов, ассоциаций. В архитектонике изображенного Буниным мира отражена «общая» модель фабульной организации текста, восходящей к архетипу инициации, который содержит в себе фазу обособления, лиминальную фазу испытаний болью и смертью и фазу преображения, которую герой повести не проходит. Из всех мук и страданий, которые пережил Митя и которые должны были его преобразить, то есть сделать сильным, мужественным и закаленным, он вышел слабым и сломленным. Его инициация, посвящение в любовь не стали для него школой, учением, приобретением опыта и навыков жить в мире, организованном отнюдь не по книжным представлениям о нем культурного сословия России, «отравленного» в его дворянской части «смертельным недугом» - атонией. Атонией, то есть расслаблением жизненного тонуса, был заражен и Митя, продукт и носитель русской усадебной культуры, поощряющей чрезмерную утонченность, возвышенность, изысканность сознания и чувствований, вытесняющих в область «низменного», «отвратительного» натурально-природный уровень жизни, «нестерпимый» и «ужасный» для рафинированного сознания героя Бунина, не прошедшего обряда посвящения в Жизнь.
Ключевые слова
мотив; суггестия; инициация; культура; поэтосфера; motive; suggestion; initiation; culture; poet sphere
MOTIVE ORGANIZATION OF I.A. BUNIN'S STORY "MITYA'S LOVE"
Poetic and aesthetic signs of the new literary XXth century - ability to show "through a small element of form an enormous world of the whole", the complicated associative writing technique, the art of motive organization of the work, its satiation with folklore-mythological symbols which make the fiction text suggestive, - all of these are extremely characteristic for I.A. Bunin, the author of the story "Mitya's love". Suggestion in this work is strongly conditioned by masterly worked out system of motives and leit-motives organizing deep sense layers, that in many ways amplify and deepen the problems of the story. Satiation of the text with motives-interchanges, motives-repetitions, motives-doubles, which turn into one another, plait into motive knots, gives it symbolic multi-layer and poly-semantic character. The motive of initiation is the key motive in the artistic structure of Bunin's story, it brings a lot of imagery interchanges, repetitions, associations into the united motive knot. In the architectonics of the world depicted by Bunin the "general" model of the plot text organization is reflected, which goes back to the archetype of initiation containing in itself the phase of isolation, the limiting phase of ordeal by pain and death, and also the phase of transformation, which is not passed by the hero of the story. From all the pangs and sufferings that Mitya had experienced he came out weak and broken though they were to transform him, that is, to make him strong, courageous and hardened. His initiation, consecration to love did not become for him a school, learning, acquiring experience and the skill of living in the world which was not organized according to the bookish ideas of the cultural corporation of Russia, "poisoned" in its nobility part with "the mortal disease" - atony. Mitya was also infected with atony, i.e. weakening of life tone, he was a product and a bearer of the Russian country estate culture which encouraged extreme perfection, loftiness, refinement of consciousness and feelings, ousting into the field of "vile", "disgasting" the natural level of life, which was "unbearable" and "awful" for the refined consciousness of Bunin's hero who did not pass the rite of consecration to Life.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
-
Бунин И.А. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1988. Т. 4.
-
Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.
-
Мальцев Ю. Бунин. Франкфурт-на-Майне - Москва,1994.
-
Пропп В.Я. (Собрание трудов): Морфология (волшебной сказки). М., 1988.
-
Силард Л. К вопросу об иерархии семантических структур в романе ХХ века. «Петербург» Андрея Белого и «Улисс» Дж. Джойса // Hungaro-Slavica. Budapest, 1983. С. 297-313.
-
Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература. 1994. № 1. С. 72-80.
-
Степун Ф. Встречи. М., 1998.
-
Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): в 2 т. СПб., 1991. Т. 1.