Журнал «Филоlogos»
Выпуск №33 (2) (2017)
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ БОГАТСТВА В ОТРАЖЕНИИ АКСИОЛОГИЧЕСКИ МАРКИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
В предлагаемой статье изучаются фразеологические единицы английского языка, которые также называются идиомами. Термин «фразеологизм» рассматривается в данной работе в широком смысле, когда к числу фразеологизмов относятся также пословицы и поговорки. Объектом исследования является концепт «богатство», который находит отражение в исследуемых языковых единицах. Термин «концепт» является одним из базовых терминов современного направления лингвистических исследований - когнитивной лингвистики. В словаре когнитивных терминов дается следующее определение концепта: фундаментальная единица знания, центральное понятие для процесса категоризации. Концепт «богатство» является релевантным элементом английской лингвокультуры, что объясняет его присутствие в английских фразеологических единицах. Описываемые фразеологические единицы английского языка характеризуются наличием оценочного компонента значения. Под оценкой традиционно понимается отношение говорящего человека к сообщаемому. Целью данной статьи является изучение аксиологического потенциала концепта «богатство», являющегося релевантным элементом исследуемого концепта. Богатство в данной работе рассматривается как относительная ценность, что означает наличие возможности выражать в рамках значения данного концепта не только положительные, но и отрицательно-оценочные смыслы. В качестве основного метода исследования применяется метод когнитивного моделирования. Изучение концепта «богатство» производится путем выделения аксиологически маркированных моделей, способствующих систематизации наших знаний о концептах. Задача данного исследования состоит в рассмотрении механизма объективации исследуемого концепта в языке на примере фразеологических единиц. Процесс преобразования представлений человека в языковые высказывания осуществляется посредством моделирования ряда ситуаций, которые, вследствие своей аксиологической «заряженности», также имеют оценочный характер. Английские фразеологические единицы объективируют различные ментальные модели, в которых речь идет об относительной ценности богатства. При этом рассмотренные модели строятся на взаимодействии концепта «богатство» с другими концептами: «удовольствие», «горе», «дружба», «здоровье». Таким образом, можно говорить о том, что богатство занимает важное место в концептосфере английского языка.
Ключевые слова
английские фразеологизмы; оценка; концепт; аксиологически маркированная модель; English idioms; evaluation; concept; evaluatively marked model
RELATIVE VALUE OF WEALTH IN THE REFLECTION OF AXIOLOGICALLY MARKED MODELS (ON THE MATERIAL OF ENGLISH IDIOMS)
The given article touches upon English phraseological units, which are also called idiomatic expressions. The term "idiom" is regarded in the given paper in its broad meaning, when proverbs and sayings are considered to be a constituent part of idiomatic expressions. The object of the work is concept "wealth" which is reflected in the linguistic units under consideration. The term "concept" is one of the basic terms in one of modern trends of linguistic study - cognitive linguistics. In the dictionary of cognitive terms the following definition of concept is given: fundamental unit of knowledge, a central notion of the process of categorization. The concept "wealth" is a relevant element of English linguistic culture, which explains its presence in English idiomatic expressions. The described phraseological units of the English language are characterized by the presence of evaluative component of meaning. Traditionally evaluation is understood as the attitude of the speaker towards its referent. The purpose of this article is the study of the axiological potential of the concept "wealth", which is the relevant element of the concept under consideration. Wealth in this paper is considered as a relative value, which means the ability to express, within the meaning of this concept not only positive, but also negative evaluative meaning. The method of cognitive modeling is used as the main method of research. The study of the concept "wealth" is made by extracting axiologically marked models, contributing to the systematization of our knowledge of concepts. The objective of this study is to consider the mechanism of realization of the researched concept in the language on the example of phraseological units. The process of transformation of human ideas into the linguistic statements is carried out by means of modeling a number of situations which, due to its axiological "charge", also have an evaluative character. English phraseological units objectify different mental models, which tell us about the relative value of wealth. In this case the considered models are based on the interaction of the concept "wealth" with other concepts: "pleasure", "grief", "friendship" and "health". Thus, it is possible to say that wealth has an important place in the conceptual sphere of the English language.
Список литературы
-
Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии. М., 2009.
-
Карасик В.И. Языковое проявление личности. М., 2015.
-
Кибрик А.Е. Когнитивный подход к языку // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. М., 2015. С. 29-59.
-
Клементьева Е.В. Концепт «богатство»: когнитивно-прагматический аспект (на материале русского и английского языков): автореф дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2008.
-
Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003.
-
Стешина Е.Г. Концепты богатство и бедность в молодежном языковом сознании русских и англичан: автореф диc. … канд. филол. наук. Саратов, 2008.
-
Макеева Н.С. Концепт «богатство» в русском языковом сознании (на фоне испанского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2009.
-
Никитин М.В. Основания когнитивной семантики. СПб., 2000.
-
Куцый С.Б. Лингвокультурная специфика концептов «богатство» и «бедность»: на материале русского и английского языков: автореф. диc. … канд. филол. наук. Ставрополь, 2003.
-
Apperson G.L. [et al.], The Wordsworth dictionary of proverbs. Hertford-London, 2006.
-
Evans V., Green M. Cognitive linguistics. Edinburgh, 2006.
-
Fauconnier G. Methods and generalizations // Cognitive linguistics, foundations, scope, and methodology. Cognitive linguistics research. № 15. Berlin - New York, 1999. PP. 95-128.
-
Langacker R.W. A dynamic usage-based model // Usage-based models of language. Stanford, CA., 2000. PP. 1-64.
-
Lаnglotz A. Idiomatic creativity. Wilrijk, Belgium, 2006.
-
Speakers J. The Oxford dictionary of proverbs. NY, 2008.
-
Ungerer F., Schmid H-J. An Introduction to Cognitive Linguistics. London etc., 2006.