Журнал «Филоlogos»

    Выпуск №39 (4) (2018) 126 стр.

    Оглавление выпуска журнала

    DOI 10.24888/2079-2638-2018-39-4-88-94

    Скрипникова Т.И.

    ОНТОЛОГИЯ СМЕРТИ В РАССКАЗАХ И.А. БУНИНА 1920-Х ГОДОВ

    Skripnikova T.I.

    THE ONTOLOGY OF DEATH IN I.A. BUNIN'S STORIES OF 1920s

    Ключевые слова:

    эсхатологические мотивы; религиозно-мистическая константа темы смерти; онтологический феномен; историко-биографическая проекция; eschatological motifs; religious and mystical constant of the theme of death; ontological phenomenon; historical and biographi

    Аннотация:

    В статье рассматривается тема смерти в эсхатологическом аспекте, доминирующем в рассказах И.А. Бунина начала 1920-х годов. Отношение человека к смерти в прозе писателя является бытийным родовым чувством: человек Бунина осознает свою конечность, неизбежность «конца» жизни. В статье выделяются основные онтологические признаки, сопутствующие художественному мотиву смерти в творчестве писателя в данный период. Тема жизни и смерти становится одной из основных в произведениях Бунина в годы первой мировой войны. В эти годы из-под пера писателя выходят два сборника рассказов - «Чаша жизни» (1915) и «Господин из Сан-Франциско» (1916). В рассказах до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков «вечного счастья». Противоречия социальной жизни в этих произведениях отражены в резкой контрастности характеров и противопоставлениях основных начал бытия. Трагическим рубежом в биографии писателя стала эмиграция. Бунину пришлось внезапно и навсегда покинуть родную русскую землю, к которой он был привязан «любовью до боли сердечной». Трагедия жизни отразилась мрачными настроениями в произведениях этого периода, в которых писатель стал все чаще углубляться в философские размышления о смысле жизни и смерти. Предчувствием гибели и потрясений, ощущением трагедий и катастроф в жизни общества и в жизни каждого человека веет от бунинских рассказов. Смерть уравнивает всех, для нее не существует классовых различий и привилегий. И в этом высший закон бытия, о котором забыли люди в буржуазном мире, стремящемся к накопительству. А что дальше? После смерти все подобные деяния оказываются пустыми, ненужными, они даже не обеспечивают память о человеке хотя бы на некоторое время.

    Annotation:

    The article deals with the theme of death in the eschatological aspect, dominant in the stories of I.A. Bunin early 1920s. The attitude of a person to death in the writer's prose is an existential generic feeling: the person of Bunin is aware of his finiteness, the inevitability of the "end" of life. The article highlights the main ontological features that accompany the artistic motive of death in the writer's work during this period. The theme of life and death becomes one of the main themes in the works of Bunin during the First World War. During these years, two collections of short stories emerged from the writer's pen - "The Cup of Life" (1915) and "Mr. from San Francisco" (1916). In the stories, the feeling of the catastrophic nature of human life and the vanity of the search for "eternal happiness" is exacerbated to the utmost. Contradictions of social life in these works are reflected in the contrast of the characters and oppositions of the main beginnings of life. A tragic milestone in the writer's biography was emigration. Bunin had to suddenly and forever leave his native Russian land, to which he was tied "with love to the pain of the heart". The tragedy of life was reflected in gloomy moods in the works of this period, in which the writer increasingly began to delve into philosophical reflections on the meaning of life and death. A premonition of death and upheaval, a sense of tragedy and catastrophe in the life of society and in the life of every person emanates from Bunin stories. Death equalizes everyone, there are no class differences and privileges for it. And this is the supreme law of being about which people have forgotten in the bourgeois world, which is striving for hoarding. What's next? After death, all such acts are empty, unnecessary, they do not even provide a memory of a person for at least some time.

    Список литературы:

    1. Бунин И.А.: Pro and Contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Санкт-Петербург, 2001.

    2. Бунин И.А. Собр. соч.: в 9-ти т. М., 1966. Т. 5.

    3. Кургузова Н.В. Архаические оппозиции ритуального пространства русской свадьбы (на материале свадебной лирики). М., 1997. URL: http://www. thenia.ru/folklore/ kurguzova1.html. (Дата обращения: 9.10.2018).

    4. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. Frankfurt / Main, 1994.

    5. Пращерук Н.В. Диалоги с русской классикой: о прозе И.А. Бунина. Екатеринбург, 2012.

    6. Псалтирь на церковно-славянском языке с параллельным переводом на русский язык. М., 2003.

    7. Святитель Григорий Нисский. Творения. URL: https://predanie.ru/grigoriy-nisskiy-svyatitel/book/68911-tvoreniya. (Дата обращения: 9.10.2018).

    8. Степун Ф. Встречи. Мюнхен, 1962.

    9. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. URL: ttp://sigils.ru/symbols (Дата обращения: 9.10.2018).

Фотогалерея
Все фото
Руководство
Гости ЕГУ
Турбаза
Корпуса
Утренник
Мы ВКонтакте

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Наверх