Журнал «Филоlogos»

    Выпуск №39 (4) (2018) 126 стр.

    Оглавление выпуска журнала

    DOI 10.24888/2079-2638-2018-39-4-106-112

    Крамарь О.К.

    ЭКФРАСИС В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ Т.В. ЧУРИЛИНА

    Kramar O.K.

    EKPHRASIS IN THE AUTOBIOGRAPHICAL PROSE OF T.V. CHURILIN

    Ключевые слова:

    экфрасис; Т.В. Чурилин; автобиографическая проза; роман-хроника; «Тяпкатань»; ekphrasis; T.V. Churilin; autobiographical prose; novel-chronicle; "Tyapkatan"

    Аннотация:

    В статье рассматривается проблема экфрасиса в творчестве русского писателя первой половины ХХ века Т.В. Чурилина. Актуальность работы обусловлена обострившимся в последние годы интересом ученых к этой форме презентации визуальности, необходимостью расширения эмпирической базы исследований экфрасиса за счет обращения к творчеству писателей второго ряда, а также практически полной неизученностью проблемы взаимодействия вербального и визуального в текстах автобиографических произведений. Объектом исследования является роман-хроника «Тяпкатань», а также визуальные экспликации, зафиксированные в черновых набросках к главе, не включенной автором в композиционное целое произведения. В ходе исследования ставятся вопросы о том, чем обусловлено внимание Чурилина к такой форме подачи художественного материала, как экфрасис, каковы функциональные возможности экфрасиса в автобиографическом дискурсе Чурилина. В романе-хронике представлены по преимуществу живописные экфрасисы в том их варианте, когда, характеризуя какого-либо героя, писатель отсылает к визуальным образам с высоким индексом узнаваемости. При этом у Чурилина чаще всего встречается отсылка не к одному, а к нескольким прецедентным источникам, репрезентирующим сферу искусства, религии, фольклора. Что касается черновых набросков, то в них автор «Тяпкатани» прибегает к весьма нестандартным формам экфрасиса. Героями незавершенной главы «Эстеты», как и романа в целом, являются люди, хорошо известные Чурилину по его детским и юношеским годам. Мнемоническая конкретность облика этих героев, фиксируемая большим количеством развернутых визуальных характеристик, соотносится с «прагматической описью» (Л. Геллер) каталожных карточек музея восковых фигур, привезенного в уездный город во время ярмарки. Косвенный экфрасис в данном случае вступает в сложное взаимодействие с прямым экфрасисом (терминология Е. Яценко), обеспечивая смысловую и композиционную логику главы. Принципиально важным для Чурилина становится момент самоидентификации современных ему героев с героями прошедших эпох, осуществляемой по признаку общности тех или иных визуальных и ментальных характеристик. Использованный Чурилиным прием экфрастического остранения позволяет писателю объективировать свои представления о героях автобиографического произведения и одновременно максимально полно выразить отношение к изображаемому объекту.

    Annotation:

    The article deals with the problem of ekphrasis in the works of the Russian writer of the first half of the twentieth century T.V. Churilin. The relevance of the work is due to the increased interest of scientists in recent years to this form of presentation of visuality, the need to expand the empirical base of studies of ekphrasis by referring to the work of the writers of the second series, as well as the almost completely unexplored problem of the interaction of verbal and visual texts in autobiographical works. The object of the study is the novel-chronicle "Tyapkatan", as well as visual explication, recorded in the rough outline the Chapter, not included by the author in a compositional unity of the work. The study raises the questions about what causes Churilin's attention to such a form of presentation of artistic material as ekphrasis, what the functional capabilities of ekphrasis in Churilin's autobiographical discourse are. The novel-chronicle presents mainly picturesque ekphrasis in their version, when characterizing any character, the writer refers to the visual images with a high index of recognition. At the same time, Churilin often refers not to one, but to several precedent sources representing the sphere of art, religion, folklore. As for the drafts and sketches, the author of "Tyapkatan" resorted to very unusual forms of ekphrasis. The heroes of the unfinished Chapter of the "Aesthete", as well as the novel as a whole, are people well-known to Churilin in his childhood and adolescence. Mnemonic specificity of the appearance of these characters, fixed by a large number of detailed visual characteristics, correlates with the "pragmatic inventory" (L. Geller) of the catalog cards of the wax Museum, brought to the county town during the fair. Indirect ekphrasis in this case comes into a complex interaction with direct ekphrasis (terminology E. Yatsenko), providing semantic and compositional logic of the Chapter. Fundamentally important for Churilin is the moment of self-identification of his modern heroes with the heroes of past eras, carried out on the basis of commonality of certain visual and mental characteristics. Used by Churilin the reception acrescentado of defamiliarisation allows the writer to objectify his understanding of the characters of the autobiographical works and at the same time express the relation to the represented object as fully as possible.

    Список литературы:

    1. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М., 2002. С. 5-22.

    2. Геллер Л. Экфрасис, или Обнажение приема. Несколько вопросов и тезис // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сборник статей / Сост. и научная ред. Д.В. Токарева. М., 2013. С. 44-60.

    3. «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сборник статей / Сост. и научная ред. Д.В. Токарева. М., 2013.

    4. Нике М. Типология экфрасиса в «Жизни Клима Самгина» М. Горького // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М., 2002. С. 123-134.

    5. Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения: Коллективная монография / Под научной ред. Т. Автухович при участии Р. Мниха и Т. Бовсуновской. Siedlce, 2018.

    6. Чурилин Т.В. Встречи на моей дороге / Вступ. ст., публикация и коммент. Н. Яковлевой // Лица. Биографический альманах. 10. СПб., 2004. С. 408-494.

    7. Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа) / Подгот. текста, публикация и коммент. О.К. Крамарь // ФИЛОLOGOS. Вып. 18(3). Елец, 2013. С. 97-102.

    8. Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа) / Подгот. текста, публикация и коммент. О.К. Крамарь // ФИЛОLOGOS. Вып. 20(1). Елец, 2014. С. 89-94.

    9. Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа / Подгот. текста, коммент. и примеч. Ольги Крамарь. М., 2014.

    10. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М., 2002.

    11. Яценко Е.В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии, 2011. № 11. URL: http://vphil.ru/index.php?id=427&option=com_content&task=view (дата обращения: 31.11.2018).

Фотогалерея
Все фото
Руководство
Гости ЕГУ
Турбаза
Корпуса
Утренник
Мы ВКонтакте

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Наверх