Журнал «Филоlogos»
Выпуск №4 (47) (2020)
DOI 10.24888/2079-2638-2020-47-4-50-56
СПЕЦИФИКА АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ М.М. ПРИШВИНА «КАЩЕЕВА ЦЕПЬ»
М. Пришвин в «Кащеевой цепи» использовал разнообразные способы повествования с целью воссоздания другого «Я», которое не соответствовало полностью личности самого автора. Анализ этого «вторичного "я"» позволяет раскрыть авторский идиостиль, что и является основной целью данной статьи. Ее задача - проследить специфику повествования в художественной автобиографии Пришвина «Кащеева цепь». Избрав форму автобиографического романа, Пришвин как автор воскресил ушедший в небытие мир, который интересен тем, что дает представление о событиях и обстоятельствах, предшествовавших времени его писательства. Чаще всего он прибегает к фрагментарности, сказовой форме повествования, подчиненной ответу на авторский вопрос: «А что подтолкнуло меня к творчеству?». Поэтому как сквозной мотив и возникает поиск истинного «Я». Применительно к сказовой форме повествования в романе автор делает акцент на внутреннем мире автобиографического героя, особенно описывая его детские годы. Поэтому подражание детской речи в качестве воплощения сказовой формы повествования является способом понимать окружающий мир, увиденный глазами ребенка. В связи с этим можно утверждать, что «Я» в воспоминаниях автора получает способность к самостоятельному мышлению, сознанию, начинает обладать возможностью оригинально, неповторимо воспринимать мир. Так, отстранение автобиографического героя от автора-повествователя позволяет показать становление личности, «я» в прошедшем времени. Кроме сказовой стилизации, с помощью ассоциативной связи фрагментов в романе «Кащеева цепь» удается приклеивать разрозненные «картинки» друг к другу, и эта мозаичность и создает панораму жизненной школы автобиографического героя, которую и предъявляет нам автор. В тексте такие разрозненные фрагменты, коренившиеся глубоко в памяти автора, приобрели тем самым символическое значение. В том числе феномен женщины - это значительный компонент, побуждающий автора и героя размышлять о жизненной философии, и странствии, которое стимулирует их внутреннее созревание.
THE CHARACTERISTICS OF AUTOBIOGRAPHICAL WRITING IN PRISHVIN'S NOVEL ''THE CHAIN OF KASHCHEY''
M. Prishvin in the novel ''The Chain of Kashchey'' used various methods of narration in order to recreate another self, which did not fully correspond to the author's personality. The analysis of "alter ego" allows us to reveal the author's idiosyncrasy, which is put in the center of this article. Its task is to trace the specifics of the narrative in Prishvin's literary autobiography ''The Chain of Kashchey''. Choosing the form of an autobiographical novel, Prishvin as the author revived the world that has passed into oblivion, and this world shows the events and circumstances of his time before becoming a writer. Most often, he resorts to fragmentation, skaz of narration. Actually, the whole novel is answering a question the author asks himself: What prompted me to create? Therefore, the search for true Self arises as a cross-cutting motive. In terms of skaz of narration in the novel, the author focuses on the inner world of the autobiographical hero, especially while describing his childhood years. Therefore, imitating children's words as the embodiment of skaz is a way for the author to understand the world with child’s eyes. In this regard, it can be argued that "alter ego" acquired the ability and consciousness to think independently, began to see the world in a unique way. Meanwhile, this narrative method can vividly show the hero's personality. In addition to skaz of narration, the inter-fragment connection in the novel successfully spliced diverse “pictures” together, at the same time, the panorama of the autobiographical protagonist's life is presented by the fragmented narrative. In the text, these fragments rooted in the author’s memory have a symbolic meaning. For instance, the female phenomenon is a significant component that encourages the author and the hero to reflect on living philosophy, and roam that stimulates their inner maturity.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Поэтика словесного творчества. M., 1979.
-
Горшков А.И. Русская словесность. М., 2010.
-
Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002.
-
Пришвин М.М. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Кащеева цепь. М., 1956.
-
Пришвин М.М. Собр. соч.: в 8 т. Т. 2. М., 1982.
-
Пришвин М.М. Дневники.1914-1917. Кн. 1. М., 1991.
-
Пришвин М.М. Дневники.1918-1919. Кн. 2. М., 1994.
-
Пришвин М.М. Дневники.1923-1925. Кн. 4. М., 1999.
-
Пришвин М.М. Дневники. 1930-1931. СПб., 2006.
-
Пришвин М.М. Записи о творчестве. М., 1975. С. 312-359.
-
Пришвина В. Путь к слову. М., 1984.
-
Сорникова М.Я. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.
-
Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
-
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.
-
Шкловский В.Б. Искусство как прием // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Петроград, 1919. С. 101-114.