Журнал «Филоlogos»

Аннотации статей.

Абрамова В.И., Архангельская Ю.В., Георгиева С.И.. КАРТИНЫ МИРА ДВУХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ В ФОКУСЕ «РУССКО-БОЛГАРСКОГО СЛОВАРЯ КВАЗИСИМВОЛОВ»

В статье освещаются особенности вышедшего в свет в 2021 году «Русско-болгарского словаря квазисимволов» - первого издания подобного рода. Словарь был создан творческим коллективом ученых из России и Болгарии. Русскую часть словаря собирали и описывали специалисты-филологи из Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. Болгарскими соавторами выступили лингвисты Пловдивского университета имени Паисия Хилендарского. Цель издания - представить комплексное описание словесных символов (квазисимволов) русской и болгарской культур. В словаре 416 единиц, входящих в антропоморфный, анимический, акциональный, биоморфный, фетишный, пищевой, пространственный, временной, цветовой, религиозный, числовой и другие лингвокультурные коды и представленных в трех основных разделах. В первом разделе параллельно приводятся квасисимволы, которые имеются в обеих лингвокультурах: слева на странице - толкование русской единицы, справа - болгарской. Таких вербальных символов большинство. Вторая часть содержит описание русских квазисимволов, не имеющих болгарских аналогов. В третьем разделе толкуются болгарские языковые символы, не имеющие соответствий в русской картине мира. Таким образом, словарь в целом проясняет универсальное и национально-специфичное в символике двух славянских культур, в частности - первый раздел основан на дифференциации лингвокультурных характеристик квазисимволов, обусловленных установками культур в русской и болгарской языковых картинах мира; второй и третий содержательные разделы словаря включают значительный пласт лингвокультурологической информации, которая описана с точки зрения лакунарности собранных единиц. Словарь, с одной стороны, демонстрирует близость русского и болгарского народов, их языков и ментальностей, с другой стороны, позволяет увидеть и существенные различия, которые показаны в статье на нескольких примерах и объясняются экстралингвистическими факторами. Сопоставительный анализ ментальных установок двух культур, вербализованных квазисимволами, снабжен подробным лингвокультурологическим комментарием. Авторы статьи, входящие в число составителей словаря, отмечают, что описываемое издание может быть интересно филологам, культурологам, историкам, социологам, а также широкому кругу читателей.
The article highlights the peculiarities of the "Russian-Bulgarian dictionary of quasi-symbols" issued in 2021which is the first publication of the kind. The dictionary was created by the team of scientists from Russia and Bulgaria. The Russian part of the dictionary was collected and described by the specialists in philology from Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Bulgarian co-authors were the linguists from Paisii Hilendarski University of Plovdiv. The aim of the publication is to present the complex description of word symbols (quasi-symbols) of the Russian and Bulgarian cultures. The dictionary contains 416 units included in the antropomorphic, animistic, actional, biomorphic, fetish, food, dimensional, time, color, religious, numeric and other linguocultural codes and presented in the three main parts. The first part simultaneously gives the quasi-symbols that are presented in both linguocultures: the left part of the page contains explanation of the Russian unit, the right part presents the Bulgarian one. Most of the word symbols are of this kind. The second part contains the description of the Russian quasi-symbols with no Bulgarian equivalents. The third part gives the explanation of the Bulgarian lingual symbols with no equivalents in the Russian worldview. Therefore, the dictionary in whole clarifies the universal and the nationally specific in the symbolism of the two Slavic cultures, specifically - the first part is based on the differentiation of the linguocultural characteristics of the quasi-symbols conditioned by the cultural paradigms in the Russian and Bulgarian lingual views of the world; the second and the third part of the dictionary include the substantial layer of the linguocultural information which is described from the point of view of the lacunarity of the collected units. On the one hand the dictionary demonstrates the contiguity of the Russian and the Bulgarian people, their languages and mentalities, on the other hand it allows to see the significant differences that are outlined in the article through several examples and are explained by extraliguistic factors. Comparative analysis of the mental paradigms of the two cultures verbalized by the quasi-symbols is furnished with the detailed linguocultural commentary. The authors of the article, being among the compilers of the dictionary, point out that the described publication may be interesting for the philologists, culturologists, historians, sociologists, as well as for the wide range of readers.

Борисова Н.В., Трубицина Н.А., Попова Г.Н.. О ЕЛЕЦКОЙ ШКОЛЕ ПРИШВИНОВЕДЕНИЯ: К ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ

В статье излагается исследовательская история творчества Михаила Пришвина в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Воспроизводится хронологическая летопись научных событий, связанных с именем Пришвина, упоминаются научные труды и имена ученых, внесших основной вклад в становление и развитие елецкой школы пришвиноведения. Обозначаются тенденции, векторы и подходы в изучении историко-литературного, эпистолярного и дневникового наследия писателя. В конце статьи приводятся наиболее значительные научные работы, посвященные Пришвину.
The article describes the research history of Mikhail Prishvin's creative work at Bunin Yelets State University. The chronicle of scientific events related to the name of Prishvin is reproduced, scientific works and names of scientists who made the main contribution to the formation and development of the Yelets school of Prishvin studies are mentioned. Trends, vectors and approaches in the study of the historical and literary, epistolary and diary heritage of the writer are outlined. The most significant scientific works devoted to Prishvin are attached at the end of the article.

Бугакова Н.Б.. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЖСКИХ АНТРОПОНИМОВ В РОМАНЕ А. ПЛАТОНОВА «ЧЕВЕНГУР»

Предлагаемое исследование посвящено рассмотрению семантического потенциала мужских антропонимов в романе А. Платонова «Чевенгур». Актуальность данной статьи обусловлена тем, что до настоящего времени подробного анализа мужского антропонимикона романа «Чевенгур» не производилось. Известны работы, рассматривающие ономастикон малой прозы Платонова. «Чевенгур», считающийся одним из самых загадочных произведений писателя, вниманием ученых-ономатологов обделен. В нашей работе обосновано особое внимание, которое привлекает специфика введения автором ономастических единиц разных разрядов. Показано, что имя собственное - это особый художественный элемент, не существующий в тексте самостоятельно и всегда взаимосвязанный с другими его элементами, поскольку это необходимо автору для создания художественного образа. Анализ взаимодействия всех этих систем позволяет точнее понять замысел автора и цель введения в текст той или иной ономастической единицы. Предпринимается попытка выявления особенностей функционирования онимной лексики в романе «Чевенгур». При проведении исследования становится очевидно, что введение автором в произведение конкретных ономастических единиц всегда неслучайно, выбор того или иного онима в качестве номинации персонажа всегда обусловлен непосредственно ассоциациями автора, связанными с тем или иным именем. Полагаем, это обстоятельство обусловлено тем, что для писателя имя - основное средство создания образа героя. Выявлено, что антропонимы, функционирующие в романе в качестве именований персонажей мужского пола, вызывают ассоциации с историческими событиями, описываемыми в романе. Имя выступает одним из способов узнать героя, поскольку указывает на принадлежность к конкретному времени, историческим событиям, социуму. Обращается внимание на то, что герои могут менять имена, выбирая наиболее им подходящие. Результатом исследования становится заключение о том, что антропонимикон романа Платонова служит для демонстрации важнейших смыслов образов писателя, раскрывающих его индивидуально-авторскую картину мира.
The proposed study deals with the consideration of the semantic potential of male anthroponyms in A. Platonov's novel "Chevengur". The relevance of this article is due to the fact that to date, a detailed analysis of the male anthroponymicon of the novel "Chevengur" has not been carried out. There are works that study the onomasticon of Platonov's short prose. "Chevengur", being considered one of the most mysterious works of the writer, is deprived of the attention of onomatologists. In our work arguments are presented for special attention, which attracts the specificity of the introduction by the author of onomastic units of different categories. It is shown that a proper name is a special artistic element that does not exist in the text independently and is always interconnected with other elements of the text, since it is necessary for the author to create an artistic image. An analysis of the interaction of all these systems allows us to more accurately understand the author's intention and the purpose of introducing one or another onomastic unit into the text. An attempt is made to identify the features of the functioning of onymic vocabulary in "Chevengur". When conducting a study, it becomes obvious that the introduction of specific onomastic units into a work by the author is always not accidental, the choice of one or another onym as a character nomination is always directly conditioned by the author's associations with a particular name. We believe that this circumstance is due to the fact that for the writer the name is the main means of creating the image of the hero. It is revealed that the anthroponyms that function in the novel as the names of male characters evoke associations with the historical events described in the novel. The name is one of the ways to recognize the hero, since it indicates belonging to a specific time, historical events, and society. Attention is drawn to the fact that the characters can change names, choosing the most suitable for them. The result of the study is the conclusion that the anthroponymicon of A. Platonov's novel serves to demonstrate the most important meanings of the writer's images, revealing his individual author's picture of the world.

Бурцев В.А.. СЕМАНТИКА АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ

В статье представлена попытка объяснить механизм порождения художественных эффектов антропонимов в нарративе. Выявляются наиболее распространенные подходы, раскрывающие эстетическую организованность антропонимов в художественном тесте. Отмечается, что каждый из подходов учитывает какие-то специфические свойства антропонимов, которые характеризуются как их эстетические коннотации. В рамках стилистического подхода учитываются узуально-стилевые свойства антропонимов, которые трактуются как их эстетические коннотации в художественном тексте, т.е. усматривается полное сходство между проявлением стилистических свойств антропонимов в обычной речи и закономерностями их использования в художественном тексте. При системном подходе собственные имена объединяются в одну семантическую парадигму с производящей апеллятивной лексикой и механизм художественной выразительности антропонимов объясняется апеллятивно-онимным взаимодействием, результатом которого оказываются так называемые «говорящие» имена. В исследованиях ономастического пространства одного, нескольких или всех текстов писателя как художественный факт рассматривается объем и содержание ономастикона. Мы предложили подход, основанный на том, чтобы объяснять механизм порождения художественного эффекта, исходя не из самих онимов, а из особенностей нарратива, прежде всего таких его параметров, как полифония и многозначность. В этой связи художественная коннотация онимов определена как информация, или идея, обусловленная некоторым определенным «прочтением» семантики антропонима в контексте целого художественного произведения. В качестве иллюстрации был привлечен материал из произведений разных писателей и показано, что художественная функция антропонимов опирается не только на семантику онимов или ономастикон, но также и на категории текста, определяемые спецификой художественной коммуникации, а именно: словесные ряды, типы повествователя и точки зрения. Через эти категории реализуется собственно нарративный механизм порождения художественных коннотаций онима, связанный с особенностями фигуры повествователя, чередованием точек зрения, имплицитными компонентами смысла, динамикой словесных рядов. Предложенный подход раскрывает дополнительные аспекты художественной семантики антропонимов.
The article presents an attempt to explain the mechanism of generating artistic effects of anthroponyms in the narrative. The most common approaches revealing the aesthetic organization of anthroponyms in the artistic test are revealed. It is noted that each of the approaches takes into account some specific properties of anthroponyms, which are characterized as their aesthetic connotations. Within the framework of the stylistic approach, the usual-stylistic properties of anthroponyms are taken into account, which are interpreted as their aesthetic connotations in a literary text, i.e. there is a complete similarity between the manifestation of stylistic properties of anthroponyms in ordinary speech and the patterns of their use in a literary text. With the systematic approach, proper names are combined into one semantic paradigm with the generating appellative vocabulary and the mechanism of artistic expression of anthroponyms is explained by the appellative-onymic interaction, the result of which are the so-called "talking" names. In the studies of the onomastic space of one, several or all of the writer's texts, the volume and content of the onomasticon are considered as an artistic fact. We have proposed an approach built upon explaining the mechanism of generating an artistic effect based not on the names themselves, but on the features of the narrative, first of all, its parameters such as polyphony and ambiguity. In this regard, the artistic connotation of onyms is defined as information, or an idea conditioned by a certain "reading" of the semantics of an anthroponym in the context of an entire work of art. As an illustration, material from the works of various writers was used and it was shown that the artistic function of anthroponyms is based not only on the semantics of onyms or onomasticons, but also on the categories of text determined by the specifics of artistic communication, namely: word series, types of narrator and points of view. Through these categories, the narrative mechanism of generating artistic connotations of the onym is realized, associated with the features of the narrator's figure, the alternation of points of view, implicit components of meaning, and the dynamics of word series. The proposed approach reveals additional aspects of the artistic semantics of anthroponyms.

Бухонкина А.С., Макеева Л.Ф.. БРЕТОНСКИЕ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ И ЯЗЫКЕ

В последнее десятилетие на первый план социолингвистических исследований вышло изучение факторов этнолингвистической витальности. Среди прочих параметров этой категории выделяется уровень сохранения языковых и культурных отличий от доминантной группы. В контексте бретонской ситуации очевидно, что самобытность бретонской культуры сохраняется во многом благодаря приверженности значительной части населения региона культурным традициям. Несмотря на вытеснение бретонского языка на коммуникативную периферию и повсеместное доминирование французского языка, витальность бретонской культуры поддерживается именно благодаря сохранению культурных традиций: вестиментарных, гастрономических, музыкальных и т.д. В данной статье описываются гастрономические, музыкальные и спортивные традиции региона, которые являются мощными идентификационными маркерами бретонской культуры. Во-первых, анализируются значимые для бретонцев продукты и блюда: соленое масло, сидр, соль и др.; описываются обычаи, связанные с некоторыми знаковыми продуктами, в частности с соленым маслом, которое считают одним из негласных символов региона. Во-вторых, анализируются музыкальные традиции Бретани, такие как повсеместное использование музыкальных бретонских инструментов бомбарда и биниу, без которых невозможно представить себе бретонскую культуру. Кроме того, музыкальные традиции описываются в диахроническом аспекте, что позволяет проследить историю их становления. В этой части работы внимание уделяется музыкальным фестивалям и конкурсам. В-третьих, анализируются спортивные традиции Бретани на примере традиционный кельтской борьбы gouren: рассматривается не только история возникновения этой борьбы и отношение сегодняшних бретонцев к ней, но и анализируется метафорический перенос некоторых выражений, заимствованных из вокабуляра кельтской борьбы, в региональную речевую норму. Помимо этого, описываются еще некоторые знаковые для бретонской культуры спортивные игры. В статье также сделан акцент на том, что в локальном варианте французского языка прослеживается значимость обозначенных традиций.
In the last decade, the study of ethnolinguistic vitality factors has come to the forefront of sociolinguistic research. Among other parameters of this category, the level of preservation of linguistic and cultural differences from the dominant group stands out. In the Breton context, it is evident that the identity of Breton culture has been preserved in large part due to the commitment of a large part of the region's population to cultural traditions. Despite the displacement of the Breton language to the communicative periphery and the pervasive dominance of French, it is through the preservation of cultural traditions: vestigial, gastronomic, musical, etc., that the vitality of Breton culture is maintained. This paper deals with the gastronomic, musical and sporting traditions of the region, which are powerful identifying markers of Breton culture. Firstly, the products and dishes significant to the Breton people are analyzed: salted butter, cider, salt, etc.; the customs associated with certain iconic products, salted butter in particular, are described. Secondly, the musical traditions of Brittany are analyzed, such as the widespread use of the Breton musical instruments bombard and biniu, without which the Breton culture cannot be imagined. Furthermore, the musical traditions are described in diachronic terms, allowing the history of their formation to be traced. This part of the work focuses on musical festivals and competitions. Thirdly, the analysis of Brittany's sporting traditions is carried out using the traditional Celtic wrestling of the gouren: not only the history of this wrestling and the attitude of today's Breton people towards it, but also the metaphorical transfer of some expressions borrowed from the vocabulary of Celtic wrestling into the regional vernacular is analyzed. In addition, some other iconic sports games for the Breton culture are described. The article also emphasizes the importance of these traditions in the local variant of the French language.

Воротникова А.Э.. ХРОНОТОП В РОМАНЕ У. ГЕРХАРДИ «ПОЛИГЛОТЫ»

В статье исследуется специфика и функции хронотопа в романе «Полиглоты» англо-русского писателя, представителя «потерянного поколения», У. Герхарди. Гражданская война в России и союзническая интервенция на Дальнем Востоке - период, занимающий автора на протяжении всей творческой жизни, - представлены в «Полиглотах» глазами молодого интеллектуала, служащего британской миссии Дьяболоха. Многослойные и полисемантичные хронотопические мотивы и образы наделяются в романе объективными физическими характеристиками и символико-метафорическими коннотациями, принадлежат одновременно внешней и внутренней бытийным сферам. Субъективное, часто граничащее с солипсизмом, восприятие окружающей действительности, ее лирически-ироническое видение неизменно преобладают в произведении Герхарди над мнимо объективным образом реальности, что приводит к примату внутреннего, воображаемого и психологически нагруженного хронотопа над внешним. Делается вывод о влиянии модернистской и постмодернистской идейно-эстетических систем на концепцию пространства и времени в «Полиглотах». Эпистемологический скепсис и порожденная им ироническая рефлексия рассматриваются в качестве инструментов релятивизации исторических метанарративов, прежде всего милитаристских, и общей гуманизации картины мира. Отдельное внимание уделяется литературоцентричному мышлению главного героя как фактору, задающему матрицу восприятия пространства и времени в «Полиглотах». Интертекстуальная природа романа актуализирует идеи, образы, темы и мотивы как современной литературы, так и более давней художественной традиции, в частности барочной. В фокусе исследовательского интереса оказываются характерные для периода исторических пертурбаций лиминальные состояния, связанные в «Полиглотах» не только с физическими хронотопическими границами, но и с переходом от душевного здоровья к безумию, от реальности к ее театрализации, от сна к бодрствованию, от жизни к смерти. Принцип деиерархизации пространственно-временных оснований бытия, переворачивания верха и низа, движения и взаимозамещения древних первоначал природы, карнавальная стихия взаимопереходов жизни и смерти существенно расширяет смысловые горизонты феномена хронотопа в романе Герхарди «Полиглоты».
The article examines the specificity and functions of the chronotope in the novel "The Polyglots" by the English-Russian writer, a representative of the "lost generation", W. Gerhardie. The Civil War in Russia and the Allied intervention in the Far East - a period that occupies the author throughout his creative life - are presented in "The Polyglots" through the eyes of a young intellectual Diabologh, the servant of the British Military Mission. Multi-layered and polysemantic chronotopic motifs and images are endowed in the novel with objective physical characteristics and symbolic-metaphorical connotations, they belong both to the external and internal existential spheres. Subjectiveperception of the surrounding world, often bordering on solipsism, its lyrical-ironic vision invariably prevail in Gerhardie's work over the seemingly objective image of reality, which leads to the primacy of the internal imaginary and psychologically loaded chronotope over the external one. The conclusion is made about the influence of modernist and postmodernist ideological and aesthetic systems on the concept of space and time in "The Polyglots". Epistemological skepticism and the ironic reflection generated by it are considered as tools for the relativization of historical metanarratives, primarily militaristic ones, and the general humanization of the picture of the world. Special attention is paid to the protagonist's literary-centric thinking as a factor that sets the matrix for the perception of space and time in "The Polyglots". The intertextual nature of the novel actualizes the ideas, images, themes and motifs of both modern literature and an older artistic tradition, in particular the baroque. The research interest is focused on the liminal states, characteristic of the period of historical perturbations, associated in "The Polyglots" not only with physical chronotopic boundaries, but also with the transition from mental health to insanity, from reality to its theatricalization, from sleep to wakefulness, from life to death. The principle of dehierarchization of the spatial and temporal foundations of being, reversal of top and bottom, movement and mutual substitution of archaic principles of nature, the carnival element of mutual transitions of life and death significantly expands the semantic horizons of the phenomenon of chronotope in Gerhardie's novel "The Polyglots".

Дудина Т.П.. ФИЛОСОФИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН («НА ЛЕТУЧИХ ЛИСТКАХ» А.А. ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА)

В статье рассматривается книга А.А. Голенищева-Кутузова «На летучих листках», занимающая особое место в литературе рубежа XIX-XX веков. Представления о человеке, захватывающие все формы духовного сознания, определили особую атмосферу социокультурной реальности, которая писателем транслируется с помощью уникальных структурно-семантических и жанровых средств. На 104 листках с предисловием и послесловием писатель предлагает не встречающуюся до него форму художественно-публицистического философствования, в котором активно взаимодействуют различные культурные пласты, жанровые образования, ритмико-интонационные структуры, эстетические принципы, публицистические стили. Авторские интенции определяют внутренние ассоциативно-смысловые сцепления отдельных листков, а различные структуры страниц репрезентируют дискуссионные писательские установки. Характер смыслообразования текста свидетельствует об обращении автора к дискурсам разного рода и возможности проецировать широкое смысловое пространство, включая в него исторические, культурные, научные и другие контексты, создающие условия полемики. Образно-художественные элементы неизбежно формируют контекст, в котором меняется философия слова и философия текста: они перестают быть единственными и определяют многозначную интерпретацию смыслов, а значит, подключают к этой полемике читателя. Подчеркнутая общественно-историческая и социально-политическая тенденция приобретает в книге интимно-исповедальный характер, так как языковые ресурсы, содержащие нейтрально-объективную оценку, заменяются метафорически-образными формами. Текст книги помогает читателю кроме собственного опыта приобщиться к опыту других людей. Писатель сталкивает, отвергает или принимает идеи А. Пушкина, Ж.-Ж. Руссо, Г. Лебона, Ф. Достоевского, Л. Толстого и др., формируя в сознании читателя целостное понятие человека и человеческого предназначения. Согласуя его с общественными нормативными требованиями и установками, философия Голенищева-Кутузова в этом тексте оказывается шире гносеологических стереотипов и обретает новую функцию - коммуникативную. «Олитературенное» философствование в книге, метафоричное и полисемантичное, становится средством коммуникации с миром и приобретает важное значение тогда, когда наука уже недостаточна.
The article discusses the book by A.A. Golenishchev-Kutuzov "On flying leaves", which occupies a special place in the literature of the turn of the XIX-XX centuries. The ideas about man that capture all forms of spiritual consciousness have determined a special atmosphere of socio-cultural reality, which the writer translates using unique structural, semantic and genre means. On 104 pages with a preface and an afterword, the writer offers a form of artistic and journalistic philosophizing that has not been encountered before, in which various cultural layers, genre formations, rhythmic-intonation structures, aesthetic principles, journalistic styles actively interact. The author's intentions determine the internal associative-semantic concatenations of individual sheets, and the various structures of the pages represent the controversial writer's attitudes. The nature of the meaning formation of the text testifies to the author's appeal to discourses of various kinds and the ability to project a wide semantic space, including historical, cultural, scientific and other contexts that create conditions for polemics. Figurative and artistic elements inevitably form a context in which the philosophy of the word and the philosophy of the text change: they cease to be the only ones and determine the ambiguous interpretation of meanings, which means that they connect the reader to this polemic. The emphasized socio-historical and socio-political trend acquires an intimate confessional character in the book, since language resources containing a neutral objective assessment are replaced by metaphorical and figurative forms. The text of the book helps the reader, in addition to his own experience, to join the experience of other people. The writer confronts, rejects or accepts the ideas of A. Pushkin, Zh.-Zh. Rousseau, G. Lebon, F. Dostoevsky, L. Tolstoy, etc., forming in the reader's mind a holistic concept of man and human destiny. By aligning it with social normative requirements and attitudes, the philosophy of Golenishchev-Kutuzov in this text turns out to be broader than epistemological stereotypes and acquires a new function - communicative. The "literary" philosophizing in the book, metaphorical and polysemantic, becomes a means of communication with the world and becomes important when science is no longer sufficient.

Жиляков С.В.. О «КАМЕННОЙ» ПОЭТИКЕ МАНДЕЛЬШТАМА: МНЕМОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Поэзия О.Э. Мандельштама богата архетипическими образами - ключевыми для понимания как отдельного произведения, так и макротекстового образования - цикла стихов, книги стихов и т.д. К таким образам относится камень. Его ассоциативно-семантический контекст определяется культурной древностью и практическим применением: каменный век, предшествовавший цивилизации, явил человечеству мегалитические и литографические артефакты, эпиграфическую традицию, оружие и орудия труда и т.д. Продуктивность и широкомасштабность (универсальность) каменной культуры, репрезентируемой в известных исторических эпохах, не могла не остаться в памяти более поздних по хронологии периодов исторического развития вплоть до современности, не отразившись в художественных творениях. Многочисленные мифологические и литературные свидетельства соотносят образ камня с символом памяти. Подобно этому, архетипический образ камня у Мандельштама, номинативно введенный в заглавие книги стихов, приобретает значение акта творения не только в ритуально-строительном контексте, сколько создает органичный комплекс мнемонических смыслов, в котором сосредоточены ритуально-строительный, психофизиологический, историко-культурный (реминисцентный) концепты. Такая концентрация мнемонических смыслов вокруг образа «Камня» дает право применить к поэтике данной книге стихов эпитет «каменная». Мнемонический аспект «каменной» поэтики находит отражение в соответствующих памятных жанрах и их модификациях - экфрастических стихотворениях, эпиграфии, мотиве стихотворного «памятника». Таким образом, мифопоэтический (архетипический) образ камня позволяет выявить мнемоническое богатство смыслов книги стихов в сочетании с таким же изобилием жанровых репрезентаций, которые становятся понятны в русле ее «каменной» поэтики.
The poetry of O.E. Mandelstam is rich in archetypal images - key to understanding both a separate work and a macrotext formation - a cycle of poems, a book of poems, etc. Such images include stone. Its associative-semantic context is determined by cultural antiquity and practical application: the Stone Age, which preceded civilization, revealed to mankind megalithic and lithographic artifacts, epigraphic tradition, weapons and tools, etc. The productivity and large-scale (universality) of the stone culture, represented in well-known historical epochs, could not but remain in the memory of later chronologically periods of historical development up to the present, without being reflected in artistic creations. Numerous mythological and literary evidences correlate the image of the stone with the symbol of memory. Similarly, the archetypal image of the stone in Mandelstam, nominatively introduced into the title of the book of poems, acquires the meaning of the act of creation not only in the ritual-building context, but also creates an organic complex of mnemonic meanings, in which the ritual-building, psychophysiological, historical and cultural (reminiscential) concepts are concentrated. Such concentration of mnemonic meanings around the image of "Stone" gives the right to apply the epithet "stone" to the poetics of this book of poems. The mnemonic aspect of "stone" poetics is reflected in the corresponding memorable genres and their modifications - ecphrastic poems, epigraphy, the motif of the poetic "monument". Thus, the mythopoetic (archetypal) image of the stone makes it possible to reveal the mnemonic richness of the meanings of the book of poems in combination with the same abundance of genre representations that become clear in the mainstream of its "stone" poetics.

Иванюк Б.П.. СТИХОТВОРНЫЕ ТРАВЕЛОГ, АНАБАСИС И КАТАБАСИС: СЛОВАРНЫЙ ФОРМАТ

Публикация объединяет три условно различаемых сюжетных варианта пространственного пересечения лирическим персонажем границ привычного (оседлого) бытия: «горизонтальное» - травелог, восходящее (анабасис) и нисходящее (катабасис). В статьях описана поэтика каждого из жанров (композиция и стиль), выявлено их типологическое и авторское разнообразие, приводятся многочисленные случаи их скрещивания с другими жанровыми формами и мотивами. По необходимости подключаются мифологический, исторический и литературный контексты. Привлечен богатый историко-литературный и фольклорный материал мировой поэзии.
The publication combines three conventionally distinguished plot variants of the lyrical character's spatial intersection of the boundaries of habitual (sedentary) existence: "horizontal" - travelogue, ascending (anabasis) and descending (katabasis). The articles describe the poetics of each of the genres (composition and style), reveal their typological and authorial diversity. Numerous cases of their crossing with other genre forms and motifs are given. Mythological, historical and literary contexts are connected if necessary. The rich historical, literary and folklore material of world poetry is drawn upon.

Лили Д.. О СКАЗОЧНОМ ПОВЕСТВОВАНИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.М. ПРИШВИНА

Сказка занимает значительное место в поэтическом мире М.М. Пришвина. В соответствии с исследованиями В. Проппа «морфологии» волшебной сказки автор статьи утверждает, что сказочные элементы в творчестве Пришвина используются прежде всего в литературной форме в качестве стилистического или жанрового приема. В поэтике нарратива сказочное проявляется в композиции действующих лиц и их функций, в пространственной организации художественной реальности, в структуре кругового повествования. В большинстве произведений Пришвина функция персонажей заключается в сюжетном мотиве «поиска». Судьба главных героев нередко обусловлена локусом «оккультного леса». Аксиология сказки воспроизводится в единстве правды и красоты, которое является мировоззренческой концепцией пришвинского творчества.
The fairy tale occupies a significant place in the literary world of M. Prishvin. Referring to Propp's study on the morphology of the internal structure in fairy tales, the author of the article argues that the fairy tale narrative in Prishvin's works manifests itself primarily in the literary form as rhetorical or genre devices. In narrative poetics, the fairy tale element is reflected in the structure of the characters and their functions, in the spatial organization of artistic reality and in the structure of the circular narrative. In most of Prishvin's works, the function of the characters lies in the plot motif of “search”. The fate of the main characters is often subject to the locus of the “mysterious forest”. The axiology of the fairy tale is reproduced in the unity of truth and beauty, which is the worldview concept of Prishvin's creation.

Руднева О.Н., Ситникова Г.В.. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ XVIII ВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА И ДЖ.Г. БАЙРОНА

Статья посвящена реализации в XVIII веке российских геополитических проектов и их восприятию русским и западным сознанием. Знаковые для России исторические события далекой эпохи рассматриваются авторами в контексте сложившейся в настоящее время геополитической ситуации. Взятие турецкой крепости Измаил обозначается Г.Р. Державиным и Дж.Г. Байроном как важное для Русского государства событие, позволившее России не только расширить свои границы на Востоке, но и ослабить Запад, сохранить русскую ментальность. Однако если Державин безоговорочно принимает планы Екатерины II, то Байрон, стремясь к объективности в осмыслении истории, все же остается человеком западного самосознания. Русский поэт, государственный деятель рассматривает духовный потенциал народа как средство решения политических, государственных, социально-экономических проблем. В исследуемом произведении Державина - «Песнь лирическая Россу по взятии Измаила» - воплощается концепция государственного, державного строительства России. В «Дон Жуане» Байрона в определенное противоречие между собой вступают человек западной цивилизации и художник, тяготеющий к реалистическому изображению мира. Поэт неоднозначно оценивает Екатерину II, А.В. Суворова, русский народ. Определяя сильные и слабые стороны характеров императрицы и полководца, английский поэт акцентирует внимание на том, что война, которую ведет Россия, - воплощение тирании, имперских замыслов, и в этом, по мысли Байрона, русские мало чем отличаются от его соотечественников. Тем не менее, анализ произведений авторов, принадлежащих к разным культурам, показывает, что в критические периоды истории России нацию спасали мощные запасы духовной силы русского народа, являвшегося приверженцем идеи государственности и укрепления страны. Державный слой русского национального сознания выступает в ключевые моменты истории регулятором отношений в обществе.
The article deals with the implementation of Russian geopolitical projects in the XVIII century and their perception by the Russian and Western consciousness. Significant historical events of a distant epoch for Russia are considered by the authors in the context of the current geopolitical situation. The capture of the Turkish fortress of Izmail is presented by G.R. Derzhavin and J.G. Byron as an important event for the Russian state, which allowed Russia not only to expand its borders in the East, but also to weaken the West and preserve the Russian mentality. However, if Derzhavin unconditionally accepts the plans of Catherine II, then Byron, striving for objectivity in understanding history, still remains a person of Western self-consciousness. The Russian poet and statesman considers the spiritual potential of the people as a means of solving political, state, socio-economic problems. In the work under study by Derzhavin - "A lyrical Song to Ross on the capture of Izmail" - the concept of state, sovereign construction of Russia is embodied. In "Don Juan" by Byron, a man of Western civilization and an artist who tends to a realistic depiction of the world come into a certain contradiction between themselves. The poet ambiguously assesses Catherine II, A.V. Suvorov, the Russian people. Defining the strengths and weaknesses of the characters of the empress and the commander, the English poet focuses on the fact that the war waged by Russia is the embodiment of tyranny, imperial designs, and in this, according to Byron, Russians differ little from his compatriots. Nevertheless, the analysis of the works of the authors belonging to different cultures shows that during critical periods of Russia's history, the nation was saved by powerful reserves of spiritual strength of the Russian people, who were adherents of the idea of statehood and strengthening of the country. The sovereign layer of the Russian national consciousness acts at key moments of history as a regulator of the relations in the society.

Сафонова Т.В.. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В РОМАНЕ И. ШМЕЛЕВА «СОЛНЦЕ МЕРТВЫХ»

В центре внимания автора статьи проблема языковой организации художественного времени и пространства в романе И.С. Шмелева «Солнце мертвых». Заявленная проблема рассматривается комплексно - в единстве литературоведческих и лингвистических подходов. С этой целью анализируются существующие определения понятий «хронотоп», «художественное время», «художественное пространство», систематизируются выделяемые в лингвистических исследованиях языковые репрезентанты данных категорий. Сложившиеся в современной науке представления по заявленной проблеме служат основой для выявления характерных для романа типов времени и пространства и языковых единиц, а также способов их использования для раскрытия идеи произведения.
The author of the article focuses on the problem of linguistic organization of artistic time and space in the novel "Sun of the Dead" by I.S. Shmelev. The stated problem is considered in a complex way in the unity of literary and linguistic approaches. For this purpose, the existing definitions of the concepts "chronotope", "artistic time", "artistic space" are analyzed, the language representatives of these categories identified in linguistic studies are systematized. The ideas that have developed in modern science on the stated problem serve as the basis for identifying the types of time and space and language units characteristic of the novel, as well as the ways to use them to reveal the idea of the work.

Соловьев Р.С.. ПОДХОДЫ К ЛИТЕРАТУРЕ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ: В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ

В статье анализируются наиболее распространенные исследовательские подходы к литературе поздней античности. Автор прослеживает возникновение интереса к литературе поздней античности в европейской историографии XX в., причем особое внимание уделяется трем основным исследовательским траекториям: восходящее к А. фон Гарнаку представление об эллинизации христианства, ставящее его на положении неоригинальных подражателей классической философской традиции; полемическое к вышеупомянутому представление о положительном вкладе христианства, «воцерковившего» античность и сохранившего лучшие его образчики (Э. Жильсон, Я. Пеликан, прот. Г. Флоровский и др.), а также подход Э. Доддса, который сознательно игнорировал христианские тексты в исследованиях интеллектуальной истории поздней античности. Изучив подходы теологов середины XX в., а также доминирующий в классической филологии Э. Доддса, автор приходит к выводу о их недостаточности на современном этапе исследований поздней античности: подходы условных «патрологов» и «классиков» имеют свойство пренебрегать серьезным анализом эллинских либо христианских текстов, создавая впечатление либо о независимом существовании платонических школ, не учитывающих широкого поля взаимных влияний, либо о вторичной и подражательной природе интеллектуальной жизни христиан, чье богословие при таком отношении оказывается вторичным и заведомо ущербным. В заключение автор приходит к выводу о необходимости серьезным образом учитывать христианские тексты при анализе деятельности платонических школ, что позволит преодолеть доминирующее в литературе представление об интеллектуальной замкнутости неоплатонических школ к христианству в поздней античности.
The article analyses the most common research approaches to the literature of Late Antiquity. The author traces the emergence of interest in the literature of Late Antiquity in twentieth-century European historiography, focusing on three research trajectories: the notion of the Hellenization of Christianity, tracing back to A. von Harnack, which put Christians in the position of unoriginal imitators of the classical philosophical tradition; the polemical view of the positive contribution of Christianity, which "churched" antiquity and preserved its best specimens (E. Gilson, J. Pelikan, archpriest G. Florovsky, etc.), and the approach of E. Dodds, who deliberately ignored Christian texts in his studies of the intellectual history of Late Antiquity. Having studied the approaches of theologians of the mid-twentieth century, as well as those of E. Dodds, the author comes to the conclusion that they are insufficient for modern studies of Late Antiquity: the approaches of conventional "patrologists" and "classicists" have tended to neglect serious analysis of Pagan or Christian texts, creating an impression either of independent existence of Platonic schools, without considering the wide field of mutual influences, or of secondary and imitative nature of Christian intellectual life, whose theology turns out to be second-rate. Finally, the author concludes that there is a need to take Christian texts seriously in the analysis of the activities of the Platonic schools, which will make it possible to overcome the dominant view in the scholarship of the intellectual insensitivity of the Neoplatonist schools to Christianity in Late Antiquity.