Журнал «Филоlogos»

    Аннотации статей.

    Бокова О.А.. КОНЦЕПТЫ «СОВЕСТЬ» И «ЛЮБОВЬ» В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

    В статье предпринята попытка показать, как особенности русской ментальности отражаются в идиостиле романа Ф.М. Достоевского «Идиот» (на примере концептов «любовь» и «совесть»).
    The article contains an attempt to show how some specific features of Russian mentality are reflected in the style of Dostoevskiy's novel "Idiot" (on the example of the concepts "love" and "consciousness").

    Гринкевич Е.В.. СИНКРЕТИЗМ ФУНКЦИЙ РЕЧЕВЫХ ШТАМПОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

    Традиционное применение штампа не способствует усилению его экспрессивных свойств. Но штампы становятся более экспрессивными при мотивированном включении в текст. По соотносительности экспрессивной функции с другими функциями единицы необходимо дифференцировать на штампы с первичной экспрессивной функцией и стабильные сочетания слов, для которых экспрессивная функция является вторичной.
    The traditional application of stable word combinations is not conducive to strengthening its expressive properties. But stable word combinations are becoming more expressive when motivated the inclusion in the text. On correlation expressive function with other functions of the units it is necessary to differentiate stable word combinations with primary expressive function and stable word combinations, for which the expressive function is secondary.

    Иванюк Б.П.. ЖАНРЫ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ: ПСАЛОМ, СЕКВЕНЦИЯ, СТИХИРА, ТРОП

    Публикация продолжает серию словарных статей, репрезентирующих жанры литургической поэзии, - псалом, секвенцию, стихиру, троп.
    The publication continues the series of entries which represent genres of liturgical poetry, such as psalm, sequence, sticheron, tropus.

    Казарина В.И., Аль-Хаснави А.Р.. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ГРУППА ГЛАГОЛОВ С СЕМОЙ 'ЗВУК'

    Статья посвящена описанию глаголов звучания, сочетающихся с личными именами, с учетом генетической природы лексического значения глагола.
    The article describes the verbs of sound, combined with the personal names, taking into account the genetic nature of the lexical meaning of verb.

    Кибальниченко С.А.. ХУДОЖНИК - ТЕУРГ - БОГОБОРЕЦ (ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ТРАГЕДИИ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА «ПРОМЕТЕЙ»)

    Главный герой трагедии «Прометей» проходит сложный путь. Он изображен художником, который незаметно для себя превращается в теурга, а затем - в богоборца, сознательно бросившего вызов небожителям. Образ Прометея, несомненно, вобрал в себя опыт современников Вячеслава Иванова, мечтавших преобразить мир с помощью искусства.
    The main hero of the tragedy «Prometheus» passed the complicated way. He was depicted as an artist who unwittingly turned into the theurgist. Then he became the theomachist who consciously struggled against gods. The image of Prometheus surely absorbs the experience of Ivanov's contemporaries who dreamed of changing the world by means of art.

    Ковтуненко И.В.. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И ИЗОМОРФИЗМ КОНСТРУКЦИЙ В РУССКОМ И ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКАХ: ЛЕКСИКОГРАФИЧСКИЙ АСПЕКТ

    В статье представлен анализ лексикографического описания сочинительных союзов «а», «но», «или» в русском и французском языках. Основное внимание в статье уделяется специфике семантики союзов, их парадигматическим связям, что позволяет представить комплексное описание изоморфных синтаксических единиц и их межъязыковых соответствий.
    The article deals with an analysis of lexicographic description of coordinating conjunctions "and", "but", "or" in the Russian and French languages. The main attention is paid to the specific semantics of conjunctions and their paradigmatic relations, which helps to complete the description of isomorphic syntactic units and their inter-language matches.

    Логвиненко С.В.. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ МИРА В РОМАНЕ М.М. ПРИШВИНА «ОСУДАРЕВА ДОРОГА»

    В статье рассматривается структура художественного пространства романа М.М. Пришвина «Осударева дорога», представленная различными локальными типами, которые, взаимодействуя между собой, в определенной мере формируют мотивную, образную, символическую системы романа. На языке пространственных отношений выражаются сложные философские идеи автора, лежащие в основе его мирообраза.
    The article discusses the structure of the artistic space of the novel «Osudareva doroga» of M.M. Prishvin, represented by the different local types, which, interacting among themselves, form motives, imaginative, symbolic system of the novel. In the language of spatial relations are expressed complex philosophical ideas of the author, lying in the basis of his views of the world.

    Никонов В.М.. МИКРО- И МАКРОКОМПОНЕНТЫ ЯЗЫКОВОЙ/РЕЧЕВОЙ КОННОТАЦИИ В СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ

    В свете идей отечественных ученых (Е.С. Кубряковой, Г.П. Мельникова, Л.Г. Зубковой, В.В. Лопатина, И.Г. Милославского, Ю.Л. Воротникова, В.Б. Касевича, Б.Ю. Нормана, З.Д. Поповой, А.А. Кретова, П.А. Леканта, А.М. Ломова и др.) актуализируется проблема ингерентной и адгерентной коннотации, которой имманентно обладают единицы языка разных уровней, выполняя «веер» функций при тесном взаимодействии.
    In the light of the scholars' ideas (E. Koubrakova, G. Melnikov, L. Zoubkova, V. Lopatin, I. Miloslavsky, J. Vorotnikov, V. Kasevich, B. Norman, Z. Popova, A. Kretov, P. Lekant, A. Lomov, etc.) the problem of inherited connotation that is typical of the language units of different levels is being under study.

    Попова Г.Н.. ТОПОЭКФРАСТИЧЕСКИЙ МОДУС РОМАННОГО МЫШЛЕНИЯ И.А. ГОНЧАРОВА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «ОБЛОМОВ»)

    В статье рассматривается роман И.А. Гончарова «Обломов» через призму понятия «топоэкфрасис», что позволяет принципиально по-новому посмотреть на художественное пространство в романе, расширяет его семантику.
    The paper devoted to the examination of I.A. Goncharov's novel «Oblomov» through the perception prism of a notion «topoekphrasis». This approach allows us to get a materially new view on the novel art space and to increase its semantics.

    Селеменева О.А.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ СХЕМ «КТО/ЧТО ЕСТЬ ГДЕ» И «КОГО/ЧЕГО НЕТ ГДЕ» ДЛЯ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ТИПОВОЙ ПРОПОЗИЦИИ «СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    В статье автор наглядно демонстрирует, как структурные схемы простых предложений «кто/что есть где» и «кого/чего нет где», предназначенные в русском языке для репрезентации внеязыковых ситуаций «бытие объекта» и «небытие объекта», предоставляют свою форму для выражения абсолютно иного содержания - типовой пропозиции «состояние природы».
    In this article the author clearly demonstrates, that the structural schemes of the simple sentences «who/what is where» and «who/what is not where», intended for a representation of extralanguage situations «existence of the object» and «non-existence of the object » in the Russian language, provide the form for expression of absolutely other contents - the typical proposition «state of the nature».

    Соколова О.В.. МИНУС-ПРИЕМ В ПОЭТИЧЕСКИХ, РЕКЛАМНЫХ И PR-ТЕКСТАХ: В АСПЕКТЕ МЕЖУРОВНЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    В статье рассматриваются языковые способы реализации «минус-приема». Выявляются тенденции к сокращению формы и конденсации смысла в поэтических текстах, анализируется их влияние на маркетинговые тексты
    In the article are described some modes of realization of "minus-device". The description of different tendencies to the reduction of the word form and to the condensation of word content in the poetical texts and their influence on marketing texts is considered in the article.

    Хатова А.В.. ФУНКЦИИ СТРАХА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ВИЙ»

    Статья посвящена образу Вия в одноименной повести Н.В. Гоголя и рассматривает заглавный персонаж как отражение экзистенциального страха смерти, а также уделяет внимание преодолению этого страха и эмоциональному катарсису, что сближает произведение с мифологическим рассказом.
    The article is devoted to the image of the Vij in the N.V. Gogol's novel and examines the title character as a reflection of the existential fear of death, but also pays attention to overcome this fear and emotional catharsis that brings the product to the mythological story.

    Щирова Е.С.. СУБЪЕКТИВНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ КАРЛА ВАЛЕНТИНА

    В статье рассматривается творческий характер использования языковых единиц любого уровня, порождающий возможность вовлечения этих единиц в языковые игры. Центральное место в статье отводится языковым шуткам, именуемым «этимологическими», в процессе которых юморист Карл Валентин успешным образом раскрывает скрытый в немецких композитах игровой потенциал. Представленная в подобранных примерах лже-этимология демонстрирует мастерское владение автора словом и возможность реализации на этом материале комического эффекта.
    The paper deals with the creative nature of using different linguistic units from all levels, what causes the involving of these units into language games. Language jokes called etymological are central in the paper, because they help the author K. Valentine to reveal the playing potential of the German language. The pseudo-etymology presented in the chosen examples shows the Valentine's fine manner of using the language and the opportunity of realization of comic effects in these cases.

    Юдин А.А.. Легитимация притязаний на auctoritas в письме Данте к Кангранде делла Скала

    Статья посвящена анализу обоснования Данте притязаний на статус auctoritas (авторства-авторитета) в письме к Кангранде делла Скала, которое содержит автокомментарий к «Божественной комедии», в контексте вопроса о становлении института авторства в европейской литературе.
    The article deals with the analysis of Dante's claims on the status of auctoritas (authorship-authority) in the letter to Cangrande della Scala which contains the auto-commentary to the Divine Commedy in tconnection with the question of the formation of the institute of authorship in Earopean literature.

    Крамарь О.К.. ГЕНЕЗИС РОМАНА Т. ЧУРИЛИНА «ТЯПКАТАНЬ»: ПОЭТИКА ЧЕРНОВИКА

    В статье рассматривается проблема генезиса литературного произведения. Материалом исследования является автобиографический роман Т. Чурилина «Тяпкатань», черновые редакции которого дают представление о наиболее важных этапах творческой истории произведения.
    The paper devoted to the problem of genesis of a literary work. The material for investigation is an autobiographical novel of T. Churilin "Tyapkatan". The first drafts of this novel give us an impression of the most important stages of the creative history of the book.
Наверх