Публикация в журнале «Бюллетень транспортной информации»
В настоящее время для повышения плавности хода и устойчивости движения автотракторных поездов широко используются различные по конструкции демпфирующие устройства.
Для обеспечения устойчивости движения прицепов, следующих в составе автотракторных поездов в их сцеп, рекомендуется устанавливать различные по конструкции демпфирующие устройства. Однако последние, из-за специфики работы сцепных устройств подвижного состава, на сегодняшний день не нашли широкого применения в практике.
Учитывая изложенное, и в соответствии с планом НИР ЕГУ им. И.А. Бунина на тему: «Динамика, прочность и надёжность транспортных, строительно-дорожных и сельскохозяйственных машин, а также промышленного стандартного и нестандартного оборудования применительно к Черноземному региону РФ Липецкой области РФ» проведён анализ многочисленных литературных и патентных источников, позволивший разработать перспективное техническое решение, позволяющее эффективно осуществлять демпфирование колебаний виляния прицепов в соответствии с требованиями ГОСТ 2349-54 и ГОСТ 13377-67. Такая конструкция привязана к двухосному прицепу и признана изобретением (RU2428345). Для обоснования рациональных кинематических и геометрических параметров предложенного гасителя колебаний прицепов автопоездов разработана схема и методика их расчета.
Важнейшим исходным параметром для проведения таких расчётов, например, для автотракторного прицепа 2ПТС4-793А грузоподъёмностью 4,0 т является сила, приложенная к дышлу прицепа Р1,возникающая при вилянии прицепа и сила инерционного сопротивления Ри, создаваемая потоком рабочей жидкости, протекающей через канал dк1.
Для автоматизации расчётов описанного в статье гасителя разработана компьютерная программа с использованием языка Delphi, которая апробирована при проведении комплексных расчётов в процессе данного исследования.
Результаты исследования рекомендуются как отечественным, так и зарубежным НИИ, конструкторским и производственным структурам автомобильной промышленности для дальнейшего изучения и доработки предложенного устройства с целью внедрения его в практику.