ЕГУ им. И.А. Бунина » Новости » Новости кафедры ТПвМиА » Разработка технических мероприятий по стабилизации движения прицепов в аварийных ситуациях в случае саморасцепа автотракторного поезда

Разработка технических мероприятий по стабилизации движения прицепов в аварийных ситуациях в случае саморасцепа автотракторного поезда


Одним из наиболее эффективных способов повышения производительности транспортировки грузов в транспортном комплексе страны,  их качества и сохранности, а также снижения себестоимости перевозок является использование автотракторных поездов, состоящих из автотракторных тягачей и прицепных звеньев, основными из которых являются прицепы и полуприцепы.

Так, например, известен прицеп тракторный поезд (рис.), состоящий из трактора МТЗ80 и прицепа НАМИ-785 (2-ПТС-4), который состоит из самосвального кузова, установленного на раме, которая в передней своей части взаимосвязана с подкатной тележкой через поворотный круг, выполненный из двух - верхнего и нижнего колец, между которыми расположены тела качения шаровой формы. Подкатная тележка снабжена рулевыми колесами и дышлом, а в задней части рамы установлена ось с ведомыми колесами. Прицеп снабжен пневмотормозной системой, связанной с тормозной системой тягача. Существенным недостатком такого прицепа является то, что в аварийной ситуации, когда происходит разрыв звеньев автотракторного поезда, в месте сцепа одновременно разрывается и подводящая магистраль тормозной системы, связывающая тягач с прицепом. В этом случае за счет резкого падения давления в подводящей магистрали мгновенно срабатывают тормоза прицепа, создавая на колодках максимальную тормозную силу. Однако такое явление еще бывает опасно для встречно движущегося или обгоняющего транспорта за счет того, что подкатная тележка прицепа получает непредсказуемые угловые повороты, и поэтому прицеп может выйти на встречную полосу движения или вообще перевернуться, создав катастрофическую ситуацию, которая может привести к страшным последствиям, в том числе и к гибели людей.

Учитывая это, в СКБ ЕГУ им. И.А. Бунина на протяжении ряда лет проводится бюджетная НИР на тему «Динамика, прочность и надежность транспортных, строительно-дорожных и сельскохозяйственных  машин, а также промышленного стандартного и нестандартного оборудования применительно к Черноземному региону РФ» и одному из её разделов посвящены исследования, направленные на повышение безопасности движения автотракторных самосвальных прицепов.

Анализ многочисленного числа библиографических источников, а также отечественных и зарубежных патентов позволил разработать на уровне изобретения (RU2263043) техническое решение, которое монтируется на автотракторных прицепах и позволяет в случае саморасцепа автотракторного поезда избежать аварийные ситуации, связанные с непредсказуемым их движением.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известным очевидно, так как оно позволяет исключить непредсказуемое движение прицепа в аварийной ситуации, когда по каким-либо причинам произойдет расцеп звеньев автопоезда, и прицеп в отцепленном состоянии за счет возможных угловых поворотов подкатной тележки относительно его рамы может менять в широком диапазоне траекторию своего движения, пока не произойдет полный останов.

Результаты исследования рекомендуются автотранспортным и промышленным предприятиям, эксплуатирующим и изготавливающим автотранспортную технику как в нашей стране, так и за рубежом, для изучения предложенного технического решения и возможного в дальнейшем  внедрения его в практику.