Отчет о проведении Всероссийского симпозиума
Участие видных ученых страны, представляющих Российскую академию образования, Академию социальных и педагогических наук (г. Москва), МАНПО, Академию социального управления (г. Москва) и др., преподавателей, аспирантов ведущих вузов страны (гг. Москва, Санкт Петербург, Воронеж, Орел, Белгород, Пятигорск, Ульяновск, Челябинск, Саратов, Липецк, Елец и др.), главного редактора журнала «Детский сад от А до Я» и др. обеспечило высокий уровень научности данного мероприятия. Представительный в территориальном отношении состав участников симпозиума определил объективность, надежность, серьезность и обстоятельность обсуждения актуальных проблем дошкольного детства: философских аспектов детства, национальной идеи дошкольного образования, реализации идей поликультурности в системе дошкольного образования и др.
Острота дискуссии обозначилась при обсуждении проблем физического здоровья детей, социальной защиты детства, проблем целостного развития дошкольника, теоретико-методологических, методических аспектов подготовки кадров для дошкольного образования и др. Выступления на симпозиуме были представлены рядом научных направлений, отражающих перспективы развития дошкольного образования на современном этапе. Особый интерес участников симпозиума вызвали доклады:
- Розина В.М., д.философ.н., проф., действительного члена Академии социальных и педагогических наук (г. Москва) о проблемах философии детства,
- Каменской В.Г., д.психол.н., члена-корреспондента РАО об интрументально-компьютерных технологиях оценки физического и когнитивного развития детей дошкольного возраста,
- Сушковой И.В., д.п.н., заведующей кафедрой дошкольного и специального образования ЕГУ им. И.А. Бунина о направлениях поиска национальной идеи в дошкольном образовании,
- Усачева А.В., д.философ.н., профессора ЕГУ им. И.А. Бунина о метафоре детства в метафизике,
- Дюжаковой М.В., д.п.н., доцента Воронежского государственного педагогического университета о реализация идей поликультурности в системе дошкольного образования.
Глубокими и критичными оказались выступления ученых, освещавших проблемы профессионализма педагогов дошкольных организаций и проблемы подготовки педагогических кадров. По завершении обсуждения проблем детства участниками симпозиума было отмечено, что в современных социально- экономических условиях проблемы детства как никогда актуальны.
В рамках симпозиума рассматривалась специфика совершенствования подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций; представлены сообщения, раскрывающие теоретико-методологические, методические и организационные аспекты подготовки кадров для дошкольного образования; показаны результаты исследований профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в условиях его модернизации в РФ. Данные сообщения затрагивали вопросы подготовки студентов вуза к работе по развитию речевого творчества дошкольников (Макарова В.Н., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»), воспитания творческой самореализации у будущих педагогов ДОУ в процессе профессионального образования (Плетенева И.Ф. д.п.н., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина), медиаобразованности как показателе профессионализма педагога дошкольного учреждения (Дякина А.А., д.филол.н., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина), представлений педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде (Нойбауэр А.В., главный редактор журнала «Детский сад от А до Я», к.п.н., доц., «Академия социального управления», г. Москва) и др.
Исследования теоретико-методологических, методических и организационных составляющих образовательных практик в современных системах дошкольного воспитания представлены в сообщениях по проблемам реализации инновационных технологий художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития современных детей дошкольного возраста.
Вопросы здоровья и физического развитие дошкольников раскрыты по результатам исследований:
- возможностей оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ (Гамова С.Н, к.п.н., доц., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»),
- деятельности городской стажировочной площадки "Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовательном учреждении" (Прищепа С.С., к.п.н., доц., ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»),
- проектирования индивидуальных и групповых стратегий организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении (Волошина Л.Н., д.п.н., Белгородский государственный национально-исследовательский университет),
- влияния эмоционального интеллекта родителей на внутреннюю картину здоровья старших дошкольников (Меренкова В.С., к.психол.н., Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина).
По завершении обсуждения проблем детства участники симпозиума указали на её масштабный характер. Вместе с тем выступления ученых не исчерпали полностью вопросы дошкольного образования и показали необходимость определения путей развития дошкольного образования в современной России, последовательного внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в практику дошкольных образовательных организаций; разработки педагогических условий целостного развития ребенка; возможностей для сохранения и укрепления здоровья детей, их социальной защиты объединением усилий дошкольных образовательных организаций и семьи, интеграции дошкольных образовательных организаций и высшей школы по вопросам подготовки будущих педагогов к оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям и др.