ЕГУ им. И.А. Бунина » Новости » Новости кафедры МИФиМО » Юбилейная X Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования»

Юбилейная X Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования»


20–22 сентября 2024 года в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина прошла юбилейная X Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» (ФПМИ-2024). Соорганизаторами научного мероприятия выступили Российская академия образования (Россия), Белорусский государственный университет (Белоруссия), Казахский национальный педагогический университет им. Абая (Казахстан), Малайзийский институт авиационных технологий университета Куала-Лумпура (Малайзия).

В течение нескольких лет конференция выступает одним из крупнейших научных мероприятий, ориентированных на развитие фундаментальных направлений и инноваций в области совершенствования качества математического и цифрового образования в Российской Федерации. Основной целью проведения конференции выступает создание условий для научной дискуссии специалистов в области теории и методики преподавания математики и информатики в эпоху глобальной цифровизации образования. В рамках конференции обсуждаются актуальные проблемы, новые идеи, а также полученные в ходе исследований эмпирические результаты, что позволяет наметить дальнейшие перспективы развития современного образования.

Пленарное заседание конференции началось 20 сентября в 10.00 ч. в конференц-зале главного корпуса ЕГУ им. И.А. Бунина. С приветственным словом к участникам конференции обратились доктор педагогических наук, профессор, ректор Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, председатель международного организационного комитета конференции Щербатых Сергей Викторович; академик РАО, академик НАН РК, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра развития педагогического образования, заведующий кафедрой методики преподавания математики, физики и информатики Казахского национального педагогического университета им. Абая (Алма-Ата, Казахстан) Абылкасымова Алма Есимбековна; доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории функций Белорусского государственного университета (Минск, Белоруссия) Бровка Наталья Владимировна; доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна (Ереван, Армения) Карапетян Владимир Севанович.

На пленарном заседании были представили доклады следующих участников:

  • член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Московского педагогического государственного университета, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования Босова Людмила Леонидовна доклад на тему «Искусственный интеллект в общем образовании: риски и возможности»;
  • доклад «Педагогический феномен провинции (очерк по истории математического образования в Ельце)» был подготовлен доктором педагогических наук, профессором, ректором Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина Щербатых Сергеем Викторовичем, доктором педагогических наук, доцентом, проректором по научной и инновационной деятельности Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Дворяткиной Светланой Николаевной и доктором педагогических наук, профессором, профессором кафедры математики, информатики, физики и методики обучения Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Саввиной Ольгой Алексеевной;
  • академиком РАН, академиком РАО, доктором физико-математических наук, профессором, заведующим кафедрой математической логики и теории алгоритмов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Семеновым Алексеем Львовичем и академиком РАО, академиком НАН РК, доктором педагогических наук, профессором, директором Центра развития педагогического образования, заведующим кафедрой методики преподавания математики, физики и информатики Казахского национального педагогического университета им. Абая Абылкасымовой Алмой Есимбековной был представлен доклад на тему «Цифровые технологии как фактор подготовки будущего учителя математики к изменениям»;
  • доктором педагогических наук, профессором, профессором департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета Заславской Ольгой Юрьевной был представлен доклад, обозначившей проблемы подготовки педагога к применению иммерсивных технологий в управлении учебно-познавательной деятельностью;
  • вопросы подготовки школьников к всероссийским и международным математическим олимпиадам были представлены в докладе доктором педагогических наук, доцентом кафедры высшей математики, ведущим математиком Учебно-методической лаборатории по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института (национального исследовательского университета) Агахановым Назаром Хангельдыевичем;
  • выступление академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, начальника департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета Гриншкуна Вадима Валерьевича затрагивало особенности применения и возможности развития цифровых и нецифровых ресурсов для обучения;
  • технология сопровождения формирования академической резильентности обучающихся юношеского возраста была раскрыта в докладе доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, доцента, профессора кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Райхельгауза Леонида Борисовича;
  • заключительным докладом на пленарном заседании стало выступление доктора физико-математических наук, доцента, профессора кафедры дифференциальных уравнений Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Боровских Алексея Владиславовича о введении конструктивного определения понятия математической грамотности, которое позволяет четко идентифицировать дефициты в современном математическом образовании.

Дальнейшая работа конференции была организована в рамках следующих секций: «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в системе общего образования», «Новые теории, модели и технологии обучения математике и информатике в системе профессионального образования», «Цифровая трансформация системы образования», «Актуализация вопросов истории математического образования в современных условиях». Формат проведения секций был смешанным, предусматривал как очное, так и дистанционное участие. В ходе секционных заседаний было организовано обсуждение широкого спектра научных проблем в области методики преподавания математики и информатики на всех уровнях образования. Особое внимание уделялось вопросам применения цифровых инструментов на уроках математики в школе, организации олимпиадного движения, решению актуальных проблем обеспечения качества математической подготовки, развитию у школьников функциональной и математической грамотности, реализации проектного, исследовательского, метапредметного подходов в обучении математике и информатике.

В работе конференции приняли участие более 130 ученых из ведущих вузов и учебных заведений России и зарубежных стран. География конференции представлена двадцатью тремя субъектами РФ и четырьмя зарубежными странами (Казахстан, Армения, Белоруссия, Малайзия).

21 сентября 2024 г. конференция ФПМИ-2024 продолжила свою работу в рамках проведения круглого стола для студентов и аспирантов «Вклад молодых исследователей в развитие российской науки и методики ее преподавания». В докладах молодых исследователей затрагивались фундаментальные проблемы математического и цифрового образования в России.

Конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» вносит значительный вклад в консолидацию научного сообщества, в проектирование и разработку актуальных направлений педагогических исследований, в подготовку научно-преподавательских кадров в области математики, информатики и информатизации образования.