Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»

Аннотации статей.

Зарубин Александр Николаевич. ЗАДАЧА ТРИКОМИ ДЛЯ Q-РАЗНОСТНОГО ОПЕРЕЖАЮЩЕ-ЗАПАЗДЫВАЮЩЕГО УРАВНЕНИЯ СМЕШАННОГО ТИПА

Исследуется краевая задача для уравнения смешанного типа с оператором Лаврентьева-Бицадзе в главной части и q-разностными отклонениями аргумента в младших членах. Построено общее решение уравнения. Доказана теорема единственности без ограничения на величину отклонения. Задача однозначно разрешима. Найдены в явной форме интегральные представления решений в областях эллиптичности и гиперболичности.
The regional task for the equation of the mixed type with Lavrentyev-Bitsadze's operator in a body and q-differential deviations of argument in younger members is investigated. The common decision of the equation is constructed. The theorem of uniqueness without restriction for deviation size is proved. The task is unambiguously solvable. Integrated submissions of decisions in areas of ellipticity and a giperbolichnost are found in an obvious form.

Корниенко Дмитрий Васильевич. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАСЧЕТОВ

Работа посвящена описанию механизма сложных периодических расчетов, который основан на двух объектах конфигурации - планы видов расчета и регистры расчета.
Work is devoted to the description of the mechanism of difficult periodic calculations which is based on two objects of a configuration - plans of types of calculation and registers of calculation.

Абашин Валерий Геннадьевич. ОБОСНОВАНИЕ КРИТЕРИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРСОНАЛЬНЫХ УРБАНОСФЕРАХ

В данной статье предлагается вариант критерия управления для персональных урбаносфер. Формализация критерия необходима для построения математической модели автоматизированной системы управления в рамках теории урбаносфер.
In this article the option of criterion of management for personal an urbanosfer is offered. Formalization of criterion is necessary for creation of mathematical model of an automated control system within the theory an urbanosfer.

Панягина Ася Евгеньевна. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

Динамика результатов инвестиционной деятельности в регионе изучена с применением предложенной модели динамического норматива. Анализ позволил установить меру приближения фактической динамики к эталонному режиму, выявить существующие проблемы, обосновать необходимость корректировки стратегических целей инвестиционного развития.
Dynamics of results of investment activity in the region is studied with application of the offered model of the dynamic standard. The analysis allowed to establish a measure of approach of the actual dynamics to the reference mode, to reveal the existing problems, to prove need of correction of strategic objectives of investment development

Тарасова Оксана Александровна, Чернова Ольга Викторовна. К ТЕОРИИ СИСТЕМЫ ЛАМЕ В ИЗОТРОПНОЙ СРЕДЕ

Представление решения системы Ламе через аналитические функции дается классическими формулами Колосова-Мусхелишвили. В данной работе описывается аналогичное представление через так называемые J-аналитические функции, которые являются решениями эллиптической системы 1-го порядка специального вида.
An idea of the decision of system is given to Lama through analytical functions by classical formulas of Kolosov-Muskhelishvili. In this work similar representation through so-called J-analytical functions which are decisions of elliptic system of the 1st order of a special look is described.

Михалева Оксана Алексеевна, Козлов Евгений Александрович, Вершинин Андрей Александрович. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ В РАСПРЕДЕЛЕННОЙ СРЕДЕ

Рассматривается проблема поддержки принятия групповых решений в задачах экспертного оценивания, в условиях распределенного взаимодействия участников данного процесса. Предлагается обобщенный алгоритм поддержки принятия групповых решений, и исследуются математические модели, применяемые в рамках отдельных его этапов.
The problem of support of adoption of group decisions in problems of expert estimation, in the conditions of the distributed interaction of participants of this process is considered. The generalized algorithm of support of adoption of group decisions is offered, and the mathematical models applied within its separate stages are investigated.

Андропов Владимир Викторович. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДИСТАНЦИОННЫХ РЕСУРСАХ

В статье представлен обучающий шаблон для совместной работы студентов с дистанционными ресурсами на примере курса о виртуальных тренажерах.
The training template for collaboration of students with remote resources not an example of a course about virtual exercise machines is presented in article.

Курносов Александр Викторович. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАКАЗОВ В МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Статья посвящена построению математической модели спроса по выбранной категории товаров в предприятиях средней и малой интернет-торговли с созданием простых инструментов для прогнозирования заказов. Автором использованы методы скользящей средней по исходным данным (продажи по неделям за 2014-2015 гг.). Произведена оценка точности полученных прогнозов. Приведена проверка полученного результата с бизнес-пользователями, на основании которой были обозначены дальнейшие перспективы исследований с указанием того, как может быть развита математическая модель.
Article is devoted to creation of mathematical model of demand on the chosen type of goods in the enterprises of average and small Internet trade with creation of simple tools for forecasting of orders. The author used moving average methods on basic data (sales on weeks for 2014-2015). The assessment of accuracy of the received forecasts is made. Check of the received result with business users on the basis of which further prospects of researches with the indication of how the mathematical model can be developed were designated is given.

Кобзева Елена Сергеевна. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты математического моделирования.
In article theoretical and practical aspects of mathematical modeling are considered.

Дворяткина Светлана Николаевна, Лопухин Арсений Максимович. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИНЕРГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА

В статье обсуждается проблема синергии математического образования в контексте диалога культур для эффективной адаптации современных достижений науки к обучению математике, развития личности и ее активного участия в жизнедеятельности общества. Актуальность проблемы определяется грядущей сменой парадигмы образования, назревшей необходимостью его глобализации при сохранении национальных особенностей и традиций. Выявлен системогенез, особенности интеграционных процессов образования в ходе актуализации синергетических эффектов при обучении математике в школе и вузе на основе анализа отечественного и мирового образовательного опыта. Синергия образования в контексте диалога культур позволяет создать условия для гармоничного развития личности и раскрыть ее индивидуальные особенности, сформировать общекультурные, профессиональные и научно-исследовательские компетенции обучающихся.
In article the problem of a synergy of mathematical education in the context of dialogue of cultures for effective adaptation of modern achievements of science to training in mathematics, development of the personality and her active participation in activity of society is discussed. Relevance of a problem is defined by the future paradigm shift of education, the imminent need of its globalization at preservation of national peculiarities and traditions. It is revealed системогенез, features of integration processes of education during updating of synergetic effects when training in mathematics at school and higher education institution on the basis of the analysis of domestic and international educational experience. The education synergy in the context of dialogue of cultures allows to create conditions for harmonious development of the personality and to unveil her specific features, to create common cultural, professional and research competences of trained.

Подаева Наталия Георгиевна, Подаев Михаил Валерьевич. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

Статья посвящена проблеме проектирования технологии социокультурно-ориентированного обучения математике в школе. Центральной основой выступает выделение трех видов обучения математике - инструментально-ориентированного, предментно-ориентированного и ценностно-ориентированного, каждый из которых представляет определенную область математического знания (содержательную, процессуальную или контекстную), а также определенный тип научных знаний (декларативный, процедурный или ценностный).
Article is devoted to a problem of design of technology of the sociocultural focused training in mathematics at school. As the central basis allocation of three types of the training in mathematics - tool focused, predmentno-focused and value-oriented acts, each of which represents a certain area of mathematical knowledge (substantial, procedural or contextual), and also a certain type of scientific knowledge (declarative, procedural or valuable).

Клыков Дмитрий Юрьевич, Кондакова Елена Владимировна. ЦИФРОВОЙ ПЛАНЕТАРИЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ

В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование Вселенной, однако отсутствие астрономии как самостоятельной дисциплины в общеобразовательной школе приводит к астрономической безграмотности выпускников. Информационные технологии, реализуемые в мини-планетариях, являются эффективным средством астрономического образования населения.
Now in the world the astronomy and research of the Universe violently develop, however lack of astronomy as independent discipline at comprehensive school results in astronomical illiteracy of graduates. The information technologies realized in mini-planetaria are an effective remedy of astronomical education of the population.

Кричавец Елена Яковлевна, Ловенецкая Елена Ивановна, Шинкевич Елена Алексеевна. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

В статье представлен обзор сложившихся систем государственной аттестации выпускников школ в России, Беларуси и других странах ближнего зарубежья, отмечается их влияние на развитие школьного образования. На примере централизованного тестирования, проводимого в Республике Беларусь, рассматриваются некоторые особенности формулировок и способов решения тестовых заданий по математике для абитуриентов.
In article the review of the developed systems of the state certification of graduates of schools in Russia, Belarus and other neighboring countries becomes, influence on development of school education is noted them. On the example of the centralized testing held in Republic of Belarus some features of formulations and ways of the solution of test tasks on mathematics for entrants are considered.

Рогачева Анна Юрьевна. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИКЕ

В современной методической литературе всё чаще стали рассматриваться вопросы применения новейших разработок и информационных технологий на уроках стохастики. Однако до сих пор ещё нигде не говорилось о типологических группах учащихся, формирующихся в процессе обучения стохастике, об индивидуальных способностях и структуре умственного развития школьников применительно к обучению стохастике. Характеристика этих специфических особенностей представлена в данной статье.
In modern methodological literature increasingly become The application of the latest developments and information technologies on the stochastics lessons. However, until now still never spoke of typological groups of students formed in learning stochastics, an individual spo-lities and the structure of the mental development of students in relation to teaching stochastics. Characteristics of these specific features are presented in this article.

Печикина Диана Игоревна. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О СПОСОБАХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ УТВЕРЖДЕНИЙ

Статья посвящена вопросу обучения школьников способам доказательства геометрических утверждений. Рассмотрены два основных способа доказательства теорем: анализ и синтез; в качестве примеров использовались задачи для 7 класса из учебника Л.С. Атанасяна.
Article is devoted to a question of training of school students in ways of the proof of geometrical statements. Two main ways of the proof of theorems are considered: analysis and synthesis; as examples tasks for the 7th class from L.S. Atanasyan's textbook were used.

Рубанова Татьяна Михайловна. ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

В статье изложен опыт преподавания пропедевтического курса информатики.
In article experience of teaching a propaedeutic course of informatics is stated.

Шеламова Екатерина Владимировна. ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Обучение - очень сложный и многогранный процесс, который педагоги всегда стараются разнообразить, сделать интересным и занимательным, показать прикладной характер дисциплин, продемонстрировать различные виды деятельности на уроке. В статье в общих чертах рассматривается, как это можно сделать с помощью элементов истории на уроках математики.
Training - very difficult and many-sided process which teachers always try to diversify, make interesting and entertaining, to stand on applied hind legs the discipline, to show different types of activity at a lesson. In article in general is considered as it can be made by means of history elements at mathematics lessons.

Духова Анастасия Юрьевна. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСВОЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ФУНКЦИЯ»)

В данной статье рассмотрены особенности процесса формирования математических понятий с позиций культурно-ценностного подхода к образованию. В качестве примера рассмотрен фрагмент урока по математике на тему «Понятие функции».
In this article features of process of formation of mathematical concepts from positions of cultural and valuable approach to education are considered. As an example the fragment of a lesson of mathematics on the subject "Concept of Function" is considered.