Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (12) (2018)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА «МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ»
Необходимость историко-математической подготовки будущих учителей связана с отражением в учебных программах вопросов истории развития математики и недостаточным уровнем сформированности у учителей математики соответствующих знаний, умений, способностей. В связи с этим в работе представлено понятие историко-математической компетентности и определены три вида компетенций, овладение которыми свидетельствует о сформированной компетентности. Выявлены цели историко-математической подготовки, которые позволяют не только сформировать знания и представления, но и приобрести как опыт осуществления способов действий по некоторому образцу, и творческой деятельности, так и опыт проведения рефлексии деятельности по моделированию и осуществлению обучения учащихся на основе принципа историзма. Описаны учебные материалы, обеспечивающие формирование у студентов компетенций, позволяющих осуществлять им обучение учащихся не только разделу «Математика в ее историческом развитии», но и всему курсу математики на основе принципа историзма. Усвоение каждого элемента содержания историко-математической подготовки будущего учителя математики обеспечивается информационной и практической частями учебных материалов за счет включения в них соответствующих текстов, описаний, образцов способов действий, заданий, вопросов. Отбор содержания осуществляется исходя из того, что в него должны быть включены такие темы, работа над которыми позволит достичь целей подготовки и обеспечит возможность использования элементов истории математики в образовательных учреждениях разного уровня на основе принципа историзма. Раскрыты вопросы истории математического образования в контексте реализации раздела «Математика в историческом развитии» и включены задания, выполнение которых предполагает творческую самостоятельную деятельность студентов. В содержании подготовки присутствует региональная составляющая, которая раскрывает жизнь и творчество ученых-математиков, проживающих на территории данного региона. В силу того, что в настоящее время ведущее место в обучении занимают информационно-коммуникационные технологии предлагаются у студентов сформировать опыт поиска, обработки и представления историко-математической информации с использованием новых информационных технологий. Исходя из этих установок определен перечень тем, овладение материалом которых позволит достигнуть целей историко-математической подготовки будущего учителя математики.
Ключевые слова
история математики; историко-математическая компетентность; готовность; подготовка будущих учителей; history of mathematics; historical and mathematical competence; readiness; training of future teachers
FORMATION OF READINESS OF BACHELORS - FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS FOR IMPLEMENTATION OF THE SECTION "MATHEMATICS IN HISTORICAL DEVELOPMENT"
Need of historical and mathematical training of future teachers is connected with reflection in training programs of questions of history of development of mathematics and the insufficient level of formation at mathematics teachers of the corresponding knowledge, abilities, abilities. In this regard in work the concept of historical and mathematical competence is presented and three types of competences are defined, mastering which demonstrates the created competence. The purposes of historical and mathematical preparation which allow not only to create knowledge and representations, but also to get as experience of implementation of ways of actions on some sample, and creative activity, and experience of carrying out a reflection of activities for modeling and implementation of training of pupils on the basis of the principle of historicism are revealed. The training materials providing formation at students of the competences allowing to carry out him training of pupils to not only in the section "Mathematics in Her Historical Development", but also all course of mathematics on the basis of the principle of historicism are described. Assimilation of each element of content of historical and mathematical training of future mathematics teacher is provided with information and practical parts of training materials due to inclusion in them of the corresponding texts, descriptions, samples of ways of actions, tasks, questions. Selection of contents is carried out proceeding from the fact that he has to include such subjects, work on which will allow to achieve the objectives of preparation and will provide a possibility of use of elements of history of mathematics in educational institutions of different level on the basis of the principle of historicism. Questions of history of mathematical education in the context of implementation of the section "Mathematics in Historical Development" are opened and tasks which performance assumes creative independent activity of students are included. At the content of preparation there is a regional component which opens life and creativity of the scientists-mathematicians living in the territory of this region. Owing to the fact that now the conducting place in training is taken by information and communication technologies are suggested to create at students experience of search, processing and submission of historical and mathematical information with use of new information technologies.
Список литературы
-
Дробышев Ю.А. Историко-математическая подготовка учителя математики. Монография. М.: Изд-во Дрофа, 2010. 86 с.
-
Дробышев Ю.А. Многоуровневая историко-математическая подготовка будущего учителя математики: дисс. доктора пед. наук. М., 2011. 452 с.
-
Drobyshev Yu.A. (2010) Istoriko-matematicheskaya podgotovka uchitelya matematiki. Monografiya [Historical and mathematical training of teachers of mathematics. Monograph.] M.: Izd-vo Drofa.
-
Drobyshev Yu.A. (2011) Mnogourovnevaya istoriko-matematicheskaya podgotovka budushchego uchitelya matematiki: diss. doktora ped. Nauk [Multi-level historical-mathematical training of future teachers of mathematics]. Dr. PED. sciences'] M.