Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (12) (2018)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В работе рассматривается опыт организации учебной деятельности студентов Ставропольского государственного педагогического института по формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных (а именно - трудовых функций) компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++ и Профессионального стандарта педагога. Центральное место в работе занимает обоснование введения проектной технологии в достижение сформированности компетенций и трудовых функций у студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) на примере реализации дисциплины «Математика» для профилей «Начальное образование» и «Информатика», а также «Начальное образование» и «Иностранный язык». В работе приведены темы и варианты проектных работ, реализация которых подразумевает разработку дидактических игр, комплекта разноуровневых заданий по математике для учащихся 2-4 классов. Также описаны этапы выполнения проекта, деятельность студентов на каждом этапе и формируемые компетенции. Представлены критерии оценивания проекта в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта и стандарта педагога. Особенность технологии проектного обучения заключается в относительной простоте ее реализации в ходе профессиональной подготовки студентов, а также в обеспечении вовлечения будущих педагогов в активный процесс получения и переработки знаний. В результате выполнения предложенных проектных работ в рамках предметной области «Математика», первокурсники разрабатывают банк дидактических игр и комплекты разноуровневых дифференцированных заданий, что способствует более успешному прохождению студентами педагогических практик в начальной школе.
Ключевые слова
проектное обучение; педагогическое образование; дидактическая игра; компетенция; начальное образование; математика; project training; pedagogical education; didactic game; competence; primary education; mathematics
TECHNOLOGY OF DESIGN TRAINING AS A MEANS OF FORMING THE COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES
The experience of the organization of educational activity of students of the Stavropol State Pedagogical Institute on the formation of universal, general professional and professional (namely, labor functions) competencies is considered in accordance with the requirements of the federal state educational standard of higher education of the generation 3 ++ and the professional standard of the teacher. Central to the work is the justification for the introduction of project technology, as one of the effective areas in the development of competencies and labor functions for undergraduate students in the direction of training. 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) on the example of implementing the discipline «Mathematics» for the profiles «Primary education» And «Informatics», as well as «Primary Education» and «Foreign Language». The work includes topics and variants of design work, the implementation of which implies the development of didactic games, a set of miscellaneous tasks for mathematics for students of grades 2-4. Also, the stages of project implementation, the activities of students at each stage and the competencies formed are described. The criteria for evaluating the project in accordance with the requirements of the federal educational standard and the teacher's standard are presented. The peculiarity of the realized approach in teaching is the relative simplicity of its implementation during the professional training of students, as well as in ensuring the involvement of future teachers in the active process of obtaining and processing knowledge. As a result of the implementation of the proposed design work within the framework of the subject area «Mathematics», freshmen develop a bank of didactic games and sets of different-level differentiated tasks, which contributes to the more successful passage of pedagogical practices in elementary school by students.
Список литературы
-
Вендина А.А., Киричек К.А. Активные и интерактивные методы обучения как средство развития и саморазвития личности обучаемых (из опыта работы) // Вопросы педагогики. 2018. № 2. С. 21-23.
-
Вендина А.А., Киричек К.А., Малиатаки В.В. Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 7.
-
Вендина А.А., Киричек К.А. Применение интерактивных методов обучения при переподготовке учителей математики в контексте реализации требований профессионального стандарта педагога // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 6.
-
Вендина А.А., Киричек К.А. Реализации активных и интерактивных методов обучения при подготовке бакалавров педагогического образования (на примере математических дисциплин) // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 86-95.
-
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден от «18» октября 2013 г. № 544н.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. №125.
-
Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 22.02.2018 g. №125. [The Federal state educational standard of the higher education-the bachelor degree in the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of preparation). Approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 22.02.2018 g. №125].
-
Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». Utverzhden ot «18» oktyabrya 2013 g. № 544n. [Professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary General, basic General, secondary education) (educator, teacher)". Approved from "18" October 2013 № 544n].
-
Vendina A.A., Kirichek K.A. (2016) Primenenie interaktivnykh metodov obucheniya pri perepodgotovke uchiteley matematiki v kontekste realizatsii trebovaniy professional'nogo standarta pedagoga [The use of interactive teaching methods in the retraining of teachers of mathematics in the context of implementing the requirements of the professional standard of the teacher]."Mir nauki" ["World of science"]. V. 4. № 2. P. 6.
-
Vendina A.A., Kirichek K.A. (2017) Realizatsii aktivnykh i interaktivnykh metodov obucheniya pri podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya (na primere matematicheskikh distsiplin) [The use of interactive teaching methods in the retraining of teachers matemat Implementation of active and interactive teaching methods in the training of bachelors of pedagogical education (on the example of mathematical disciplines)]. "Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya" ["Problems of modern pedagogical education"]. № 54-5. P. 86-95.
-
Vendina A.A., Kirichek K.A. (2018) Aktivnye i interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo razvitiya i samorazvitiya lichnosti obuchaemykh (iz opyta raboty) [Active and interactive methods of teaching as a means of development and self-development of the personality of students (from work experience)]. "Voprosy pedagogiki" ["Questions of pedagogy"]. № 2. P. 21-23.
-
Vendina A.A., Kirichek K.A., Maliataki V.V. (2016) Aktivnye i interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya k realizatsii trebovaniy FGOS [The use of interactive teaching methods in the retraining of teachers of mathematics in the context of implementing the requirements of the professional standard of the teacher]. "Mir nauki" ["World of science"]. V. 4. № 2. P. 7.