Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (12) (2018)
ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ГЕОМЕТРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пропедевтический курс геометрии в 5 - 6-х классах, ориентированный на развитие пространственного и логического мышления и формирование интереса к предмету, необходим для качественного усвоения систематического курса геометрии. В статье рассматривается проблема введения пропедевтического курса геометрии в контексте системно-деятельностного подхода. Младший подростковый возраст (соответствующий 5-6 классам средней школы) является переломным в психическом развитии ребёнка. Как отмечают представители психофизиологии, происходит «сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления». В связи с этим особую актуальность в этом возрасте приобретает формирование геометрического воображения и пространственных представлений, привитие эвристических способов решения задач, интуитивных и ассоциативных подходов, «иррациональных» приёмов мышления.
Ключевые слова
Логическое и пространственное мышление; формирование геометрических понятий; динамическая визуализация; пропедевтика геометрии; Logical and spatial thinking; the formation of geometric concepts; dynamic visualization; propaedeutics of geometry
MODERN APPROACH TO GEOMETRY PROPAEDEUTIC COURSE. PSYCHO-DIDACTIC ASPECTS
A propaedeutic course of geometry in grades 5-6, focused on the development of spatial and logical thinking and the formation of interest in the subject, is necessary for the qualitative mastery of the systematic course of geometry. The article deals with the problem of introducing a propaedeutic course of geometry in the context of a system-activity approach. Younger adolescence (corresponding to grades 5-6 of secondary school) is a turning point in the mental development of a child. According to representatives of psychophysiology, there is a "shift in hemispheric asymmetry towards the absolute state of the left hemisphere strategy of thinking." In this regard, the formation of geometric imagination and spatial representations, the inculcation of heuristic methods for solving problems, intuitive and associative approaches, and “irrational” methods of thinking acquire particular relevance at this age.
Список литературы
-
Подаева Н.Г., Подаев М.В. Информационные технологии в свете деятельностной парадигмы школьного математического образования // Педагогическая информатика. 2012, № 2. С. 28-36.
-
Подаева Н.Г., Подаев М.В. Социокультурное содержание школьного математического образования: мыследеятельностные технологии // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Январь 2013, ART 1948. CПб., 2013 г.
-
Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.
-
Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. №4. С.18-22.
-
Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. Томск: ТОИПКРО, 2010.
-
Подаева Н.Г. Социокультурная концепция математического образования. Елец, 2012.
-
Подаева Н.Г., Подаев М.В. Обновение содержания школьного математического образования: Социокультурный подход. СПб: Лань. 2014 г. 224 с.
-
Podaeva N.G., Podaev M.V. (2012) Informatcionny`e tekhnologii v svete deiatel`nostnoi` para-digmy` shkol`nogo matematicheskogo obrazovaniia [Information technologies in the light of the activity paradigm of school mathematics education] // Pedagogicheskaia informatika. № 2. Pp. 28-36.
-
Podaeva N.G., Podaev M.V. (2013) Sotciokul`turnoe soderzhanie shkol`nogo matematicheskogo ob-razovaniia: my`sledeiatel`nostny`e tekhnologii [Socio-cultural content of school mathematics education: mental activity technologies] // Pis`ma v E`missiia.Offlai`n (The Emissia.Offline Letters): e`lek-tronny`i` nauchny`i` zhurnal. Ianvar`, ART 1948. CPb.
-
Aksenova N.I. (2012) Sistemno-deiatel`nostny`i` podhod kak osnova formirovaniia metapredmetny`kh rezul`tatov [System-activity approach as the basis for the formation of metaspecific results] // Teoriia i praktika obrazovaniia v sovremennom mire: materialy` mezhdunar. nauch. konf. (g.Sankt-Peterburg, fevral`). SPb.: Renome, 2012. С. 140-142.
-
Asmolov A.G. (2009) Sistemno-deiatel`nostny`i` podhod k razrabotke standartov no-vogo pokoleniia [System-activity approach to the development of new generation standards] // Педагогика. 2009. №4. С.18-22.
-
Dozmorova E.V. (2010) Novaia sistema ocenivaniia obrazovatel`ny`kh rezul`tatov [New evaluation system of educational results] // Metodicheskie rekomendatcii po formirovaniiu soderzhaniia i organizatcii obrazovatel`nogo protcessa / sost. T.V. Rastashanskaia. Tomsk: TOIPKRO.
-
Podaeva N.G. (2012) Sotciokul`turnaia kontceptciia matematicheskogo obrazovaniia [Socio-cultural concept of math education]. Eletc.
-
Podaeva N.G., Podaev M.V. (2014) Obnovenie soderzhaniia shkol`nogo matematicheskogo obrazova-niia: Sotciokul`turny`i` podhod [Updating the content of school mathematics education: Socio-cultural approach]. SPb: Lan`. 2014 г. 224 p.