Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (12) (2018)
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Термин computational thinking (пер. с англ. - вычислительное мышление) был введен в английском языке еще в 80-х годах прошлого века, его придумал один из основоположников теории искусственного интеллекта Сеймур Пейперт. Вычислительно мыслить - значит уметь поставить задачу удобным для компьютера образом и придумать эффективный способ ее решения. Абсолютное большинство современных профессий стремится в сторону digital. В недалеком будущем все они так или иначе будут связаны с программированием, поэтому вычислительное мышление станет одним из ключевых навыков любого сотрудника. Формировать вычислительное мышление необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать развивать в начальной школе, так как именно инвестиции в дошкольное образование являются наиболее эффективными с точки зрения развития человека. В статье описаны способы обучения вычислительному мышлению детей младшего возраста. Приведены примеры того, каким образом можно ввести понятия алгоритма, события, цикла, условных операторов. Также в работе приведены примеры программных продуктов, которые будут полезны детям при изучении программирования. Вычислительное мышление может успешно преподаваться самому широкому кругу людей независимо от их материальных ресурсов. А в силу того, что это новое явление, страна или регионы с более сложной образовательной системой или более совершенными технологическими возможностями не могут иметь серьезных преимуществ перед остальными. Вычислительное мышление применимо ко всему учебному процессу. Добавление вычислительного мышления в образовательную программу на влечет за собой упрощение учебного процесса и сокращение затрачиваемого на него времени, несмотря на то, что объем изучаемого растет.
Ключевые слова
вычислительное мышление; начальная школа; ребенок; программирование; computing thinking; elementary school; child; programming
FORMATION OF COMPUTER THINKING IN CHILDREN OF YOUNG AGE
The term computational thinking was established in English in the 80's of the last century, it was invented by one of the founders of the theory of artificial intelligence Seymour Papert. Computing to think is to be able to set a task in a computer-friendly manner and to come up with an effective way to solve it. The absolute majority of professions tend toward digital. In the near future, they will somehow be connected with programming, so computing thinking will become one of the key skills of any employee. To form computational thinking it is necessary to start from preschool age and continue in primary school, since it is investments in preschool education that are most effective from the point of view of human development. The article describes ways of teaching the computational thinking of young children. Examples are given of how one can introduce the concepts of an algorithm, an event, a cycle, or conditional operators. Also, the work gives examples of software products that will be useful for children in the study of programming. Computing thinking can be successfully taught to the widest range of people, regardless of their material resources. And due to the fact that this is a new phenomenon, a country or regions with a more complex educational system or better technological capabilities can not have serious advantages over the others. Computing thinking is applicable to the entire curriculum. Adding computational thinking to the curriculum actually entails simplifying the learning process and reducing the time spent on it, despite the fact that the volume of the study is growing.
Список литературы
-
Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351965-detstvo-zolotoe-kak-investicii-v-doshkolnoe-obrazovanie-vliyayut-na (дата обращения: 12.04.2018).
-
Митрофанова Т.В., Сорокин С.С., Копышева Т.Н. Информационные технологии при организации проектной деятельности в системе дополнительного образования // Ученые записки ИСГЗ. 2017. № 1 (15). С. 386-390.
-
Митрофанова Т.В., Копышева Т.Н., Сорокин С.С. Популяризация ИТ-образования школьников (опыт работы Ассоциации «Информационные технологии в Чувашской Республике») // Информатизация образования: сборник материалов международной научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. С. 199-205.
-
Сорокин С.С., Митрофанова Т.В. О формировании экологической компетенции при обучении детей робототехнике // Взаимосвязь инженерного и экологического образования - требование современности: сборник статей Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием: «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников». СПб: Лингвистический Центр «Тайкун», 2018. С. 209-212.
-
Detstvo zolotoe. Kak investitsii v doshkol'noe obrazovanie vliyayut na ekonomicheskiy rost // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351965-detstvo-zolotoe-kak-investicii-v-doshkolnoe-obrazovanie-vliyayut-na (data obrashcheniya: 12.04.2018).
-
Mitrofanova T.V., Sorokin S.S., Kopysheva T.N. (2017) Informatsionnye tekhnologii pri organizatsii proektnoy deyatel'nosti v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Information technologies in the organization of project activities in the system of additional education] Uchenye zapiski ISGZ. 2017. № 1 (15), pp. 386-390.
-
Mitrofanova T.V., Kopysheva T. N., Sorokin S.S. (2017) Populyarizatsiya IT-obrazovaniya shkol'nikov (opyt raboty Assotsiatsii «Informatsionnye tekhnologii v Chuvashskoy Respublike») [Promoting the IT education of schoolchildren (work experience of the Association "Information Technologies in the Chuvash Republic")] Informatizatsiya obrazovaniya: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Cheboksary: Chuvashskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2017, pp. 199-205.
-
Sorokin S.S., Mitrofanova T.V. (2018) O formirovanii ekologicheskoy kompetentsii pri obuchenii detey robototekhnike [On the formation of environmental competence in teaching children robotics] Vzaimosvyaz' inzhenernogo i ekologicheskogo obrazovaniya - trebovanie sovremennosti: sbornik statey Vserossiyskoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem: «Formirovanie prestizha professii inzhenera u sovremennykh shkol'nikov». SPb: Lingvisticheskiy Tsentr «Taykun», 2018, pp. 209-212.