Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (12) (2018)
ДИАГНОСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАТИКИ
В статье рассматривается методика диагностики метапредметных результатов обучения на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предложенная методика основана на структурировании учебного текста с помощью специальных упражнений, примеры которых с комментариями также приведены в статье. Особенностью предлагаемой системы диагностики является возможность применения как в гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплинах, на всех этапах урока. Предложенные критерии диагностики позволяют оценить уровень сформированности метапредметных умений и навыков по трем показателям: не сформирован, частично сформирован, полностью сформирован. Кроме того, предложенные задания могут использоваться также на этапе формирования метапредметных умений и навыков.
Ключевые слова
метапредметные результаты; диагностика; учебный текст; структурирование знаний; meta-subject results; diagnostics; educational text; knowledge structuring
DIAGNOSTICS OF METASUBJECT EDUCATIONAL RESULTS USING THE INFORMATION TECHNOLOGIES AS AN EXAMPLE
The methods for diagnosing meta-subject learning outcomes on the basis of the federal state educational standard of basic compulsory education is considered in the article. The proposed methodic is based on the structuring of the educational text with the help of special exercises, examples of which and comments are also given in the article. The peculiarity of the proposed diagnostic system is the possibility of applying it both in the humanities and natural science disciplines at all stages of a lesson. The proposed diagnostic criteria make it possible to assess the level of formation of meta-subject skills using three indicators: not formed, partially formed, fully formed. In addition, the proposed exercises can also be used for forming meta-subject skills.
Список литературы
-
Антонов А.А., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е. Метапредметное и межпредметное в современной школе на примере изучения химии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 25. С. 700-705.
-
Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» М.: Институт учебника «Paideia», 1998. 376 с.
-
Имакаев В.Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества // Школьные технологии. 2013. №2. С. 10-14.
-
Лупенкова А.А. Творческий экзамен как способ оценки метапредметных результатов // Химия в школе. 2014. № 3. С. 38-42.
-
Петрова Е.Ю. Реализация метапредметности на уроках географии посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо // Вестник ТГПУ. 2014. № 6 (147). С. 108-111.
-
Тестов В.А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука. 2016. № 1. С. 4-20.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf (дата доступа 19.03.2018).
-
Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. 2013. № 3. С. 157-171.
-
Antonov A.A., Drozdov A.A., Kuz'menko N.E. (2011) Metapredmetnoe i mezhpredmetnoe v sovremennoj shkole na primere izuchenija himii [Meta-subject and interdisciplinary in the modern school on the example of studying chemistry]. Izvestija PGPU im. V. G. Belinskogo, no. 25, pp. 700-705. (In Russ.)
-
Gromyko Ju. V. (1998) Metapredmet «Problema» [Meta-Subject "Problem"]. Moscow, Institut uchebnika «Paideia», 376 p. (In Russ.)
-
Imakaev V. R. (2013) Metapredmetnye i lichnostnye rezul'taty v obshhem obrazovanii: ot deklaracii k garantii kachestva. Shkol'nye tehnologii [Meta-subject and personal results in general education: from declaration to quality assurance], no. 2, pp. 10-14. (In Russ.)
-
Lupenkova A. A. (2014) Tvorcheskij jekzamen kak sposob ocenki metapredmetnyh rezul'tatov [Creative exam as a way to evaluate metasubject results]. Himija v shkole, no. 3, pp. 38-42. (In Russ.)
-
Petrova E.Ju. (2014) Realizacija metapredmetnosti na urokah geografii posredstvom tehnologii razvitija kriticheskogo myshlenija cherez chtenie i pis'mo [Realization of metasubjects in geography lessons through the development of critical thinking through reading and writing]. Vestnik TGPU, no. 6 (147), pp. 108-111. (In Russ.)
-
Testov V.A. (2016) O nekotoryh vidah metapredmetnyh rezul'tatov obuchenija matematike [On some types of metasubjective math learning outcomes]. Obrazovanie i nauka, no. 1, pp. 4-20. (In Russ.)
-
Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija: prikaz Minobrnauki ot 17.12.2010 no. 1897. Sajt Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj federacii [Federal State Educational Standard of Basic General Education]. [online] Available at: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf (accessed 03.19.2018) (In Russ.)
-
Hutorskoj A.V. (2013) Rabota s metapredmetnym komponentom novogo obrazovatel'nogo standarta. Prakticheskij aspekt. Narodnoe obrazovanie [Work with the metasubject component of the new educational standard. Practical aspect], no. 4, pp. 157-170. (In Russ.)