Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (12) (2018)
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются некоторые аспекты процесса обучения и развития одаренных детей - одной из важнейших задач современного российского образования. Актуальность работы с одаренными школьниками обосновывается многими факторами, среди которых наличие социального заказа по подготовке конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов. Значимость этой работы повышается в условиях реализации в основной школе ФГОС нового поколения. В основной части статьи раскрывается сущность понятий «одаренность», «одаренный ребенок», «педагогическая технология». Содержание и организация работы с одаренными детьми предполагают создание оптимальных условий для их обучения и развития. В статье приводятся предложения по созданию таких условий. Рассматриваются конкретные развивающие технологии, позволяющие, по мнению автора, в процессе обучения математике достигнуть высокого уровня развития одаренных школьников. Эффективной методикой обучения математике одаренных учеников является включение их в активную, продуктивную деятельность на уроке. Метод вариативности решения задач - одна из таких методик. Она способствует развитию и самореализации одаренных детей.
Ключевые слова
развивающие технологии; одаренные дети; обучение математике; метод вариативности решения задач; developmental techniques; gifted children; math education; variability of problem-solving method
REVISING THE APPLICATION OF DEVELOPING TECHNIQUES AND EFFECTIVE METHODS IN THE PROCESS OF GIFTED CHILDREN MATH EDUCATION
The article introduces several aspects of the talented children educating and developing process as one of the most important tasks of the modern Russian educational system. The relevance of the work with gifted children is substantiated by different factors among which is a social procurement for the competitive highly-qualified specialists preparation. The importance of the work has significantly increased in terms of the next-gen Federal State Educational Standards (FSES) implementation in secondary school. The essence of the “talent”, “gifted (talented) child”, “pedagogical technique” concepts is disclosed in the main part of the research paper. A content and an organization of the work with talented children assume creation of optimum conditions conductive to children’s education and development, so the article contains suggestions on creation such conditions. Moreover, the author considers certain developing techniques enabling talented children to achieve high developmental results within the math education process. In author’s opinion, an involvement of such students in an active and productive activity in class, especially by use of variability of problem-solving method, is the effective technique to contribute to gifted children’s self-actualization and development.
Список литературы
-
Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. / https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf
-
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/
-
Малышева М.А. Современные технологии обучения и их роль в образовательном процессе. / Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге). Под. ред. Малышевой М.А. Учебно-методическое пособие. Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. 134 с.
-
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) http://base.garant.ru/6744437/
-
Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи - первоочередная задача. (Информационно-методический портал Образование) http://dopedu.ru/news/730-podderzhka-odarjonnykh-detej-i-talantlivoj-molodjozhi-pervoocherednaya-zadacha.html
-
Bogoyavlenskaya D.B. (2003). Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Working concept of giftedness]. 2-e izd., rassh. i pererab. M. / https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf. Kontseptsiya obshchenatsional’noy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov (utv. Prezidentom RF 03.04.2012 N Pr-827) [The concept of a nationwide system for identifying and developing young talents] / http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ Malysheva M.A. Sovremennyye tekhnologii obucheniya i ikh rol’ v obrazovatel’nom protsesse [Modern learning technologies and their role in the educational process]. / Sovremennyye tekhnologii obucheniya v vuze (opyt NIU VSH·E v Sankt-Peterburge). Pod. red. Malyshevoy M.A. Uchebno-metodicheskoye posobiye. - Otdel operativnoy poligrafii NIU VSH·E - Sankt-Peterburg, 2011. 134 s. Natsional’naya obrazovatel’naya initsiativa "Nasha novaya shkola" (utv. Prezidentom RF ot 4 fevralya 2010 g. N Pr-271) [National Educational Initiative "Our New School"] / http://base.garant.ru/6744437/ Podderzhka odarennykh detey i talantlivoy molodezhi - pervoocherednaya zadacha. (Informatsionno-metodicheskiy portal Obrazovaniye) [Supporting gifted children and talented youth is a top priority] / http://dopedu.ru/news/730-podderzhka-odarjonnykh-detej-i-talantlivoj-molodjozhi-pervoocherednaya-zadacha.html