Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (12) (2018)
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Сегодня в российской школе реализуются образовательные стандарты второго поколения. Среди инноваций особое место занимает метапредметное направление, новое для отечественной педагогики. Осмысление категории «метапредметность» как в теоретическом аспекте, так и прикладном с позиции современного взгляда становится особенно актуальным. В какой-то степени сложность проблемы определяется неоднозначным переводом приставки «мета». В последнее время появилось немало исследований, посвященных метапреметности. Анализ научных работ по данной проблеме показал, что нет единой точки зрения по этому вопросу. Одни исследователи не видят разницы между межпредметностью и метапредметностью, другие ученые отождествляют метапредметность с надпредметностью. Очевидно, что для успешной реализации процессов модернизации образования необходимо провести грань между предметностью, межпредметностью, метапредметностью и надпредметностью. Это позволит выработать тактические линии достижения целей, заявленных в стандартах. В качестве одного из вариантов построения образовательной стратегии в метапредметной области предлагается использовать аксиоматический подход. В основу концепции положены четыре аксиомы: аксиома целостности и цикличности модели учебного процесса, аксиома нормирования и оптимальности проекта учебного процесса, аксиома конструирования рабочего поля и аксиома формирования развивающего поля. Первые две аксиомы позволяют спроектировать образовательную модель метапредметной среды. Две другие предоставляют возможность построить модель, демонстрирующую развивающий потенциал метапредметной среды. Реальное воплощение предложенного концептуального аспекта реализации метапредметного направления новых образовательных стандартов выражается в научно обоснованном построении системы метапредметов с 5 по 11 класс и системы надпредметов для 10 11 классов.
Ключевые слова
образовательные стандарты; межпредметность; метапредметность; надпредметность; аксиоматический подход; educational standard; interdisciplinary; metapredmetnost; nadpredmetnost; axiomatic approach
REALIZATION OF METAPREDMETNOY OF CONSTITUENT OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS: CONCEPTUAL ASPECT
Today at the Russian school implements educational standards of the second generation. Among the innovations occupies a special place metasubject direction for a new national pedagogy. Understanding the "metasubject" category in both the theoretical aspect and the application from the perspective of a modern look becomes particularly relevant. To some extent the problem of complexity is determined by the ambiguous translation of "meta" prefix. Recently, a lot of studies on metapremetnosti. The analysis of scientific papers on the subject has shown that there is no single point of view on this issue. Some researchers see no difference between interdisciplinary and metasubject, other scholars identify with metasubject nadpredmetnostyu. Obviously, for the successful implementation of the process of modernization of education is necessary to distinguish between substantive, interdisciplinary, and metasubject, nadpredmetnostyu. This will allow to develop a tactical line to achieve the objectives stated in the standards. As one of the variants of construction of educational strategies metasubject area are encouraged to use an axiomatic approach. The concept is laid four axioms: Axiom integrity and cyclical learning process model, the axiom of regulation and optimal design of the educational process, the axiomatic design of the working field and the axiom of formation of the developing field. The first two axioms allow to design an educational model metasubject environment. Two others give an opportunity to construct the model showing the developing potential of the metasubject environment. Actual implementation of the proposed conceptual aspect of the implementation of interdisciplinary directions of the new educational standards is reflected in the scientifically sound construction of a system of metapredmetov with 5 on 11 class, and nadpredmetov systems 10 to 11 classes.
Список литературы
-
Асмолов А.Г., Володарская И. А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16-23.
-
Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. М.: МАКСПресс, 2010. 80 с.
-
Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2001. 244 с.
-
Прокудина Ю.А. Формирование метапредметных знаний старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2013. 169 с.
-
Рыманова Т.Е. Концептуальный подход к реализации метапредметности при обучении математике // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Вып. 34: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. С. 142-146.
-
Храмцова Н.В. Проектирование метапредметного компонента содержания начального общего образования в условиях региона (на примере курса «Забайкаловедение»): дис. … канд. пед. наук. Чита, 2017. 219 с.
-
Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. 2012. №4. С. 36-47.
-
Asmolov A.G., Volodarskaya I.A., Salmina N.G., Burmenskaya G.V., Karabanova O.A. (2007) Kul`turno-istoricheskaia sistemno-deiatel`naia paradigma proektirovaniia standartov shkol`nogo obrazovaniia [Cultural-historical and systematic-active paradigm for designing standards of school education] // Questions of psychology. No. 4. pp. 16-23.
-
Borovskikh A.V., Rozov N.H. (2010) Deiatel`nostny`e printcipy` v pedagogike i pedagogicheskaia logika: Posobie dlia sistemy` professional`nogo obrazovaniia, perepodgotovki i povy`sheniia kvalifikatcii nauchno-pedagogicheskikh kadrov [Activity principles in pedagogy and pedagogical logic: a Guide for the system of vocational education, retraining and advanced training of scientific and pedagogical personnel]. M.: Maxpress. 80 p.
-
Kraevskii V.V. (2001) Metodologiia pedagogiki: Posobie dlia pedagogov-issledovatelei` [Methodology of pedagogy: a Manual for teachers and researchers]. Cheboksary: Publishing house Chuvash. UN-TA. 244 p.
-
Prokudina Yu.A. (2013) Formirovanie metapredmetny`kh znanii` starsheclassnikov v usloviiakh profil`nogo obucheniia [Formation of metasubject knowledge of senior pupils in the conditions of profile training]: dis.. kand. PED. sciences'. Nizhny Novgorod. 169 p.
-
Rymanova T.E. (2014) Kontceptual`ny`i` podhod k realizatcii metapredmetnosti pri obuchenii matematike [Conceptual approach to the implementation of metapragmatics in teaching mathematics] // Bulletin of the Yelets state University n.a. I. A. Bunin. Vol. 34: series "Pedagogics" (History and theory of mathematical education). Yelets: YSU them. I. A. Bunina, 2014. pp. 142-146.
-
Khramtsova N.In. (2017) Proektirovanie metapredmetnogo komponenta soderzhaniia nachal`nogo obshchego obrazovaniia v usloviiakh regiona (na primere kursa «Zabai`kalovedenie») [Designing interdisciplinary component of the content of primary education in the region (on the example of the course "Zabaikalnedra")]: dis.. kand. PED. sciences'. Chita. 219 p.
-
Khutorskoy A.V. (2012) Metapredmetnoe soderzhanie v standartakh novogo pokoleniia [Metasubject content standards of new generation] // School technologies. No. 4. pp. 36-47.