Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (14) (2019)
УДК 378.147
СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Изменения в высшей школе, произошедшие и продолжающие происходить в связи с введением новых государственных образовательных стандартов, сопровождаются пересмотром различных аспектов системы образования (организационных, методических и т.п.). Данные изменения непосредственным образом касаются, в том числе, деятельности преподавателя, как участника образовательного процесса. В современных условиях процесс преподавания учебной дисциплины должен быть направлен на формирование соответствующих компетенций, причём не только профессиональных, но и общепрофессиональных, и универсальных. Это означает, что преподаватель должен пересмотреть все основы методики преподавания конкретной дисциплины, начиная от выявления структуры, этапов формирования и показателей сформированности каждой компетенции и заканчивая разработкой конкретных образовательных технологий. Всё это требует от преподавателя огромной предварительной внеаудиторной работы в условиях неопределённости, когда отсутствуют единые подходы к решению указанных проблем. В статье в рамках компетентностного и деятельностного подходов рассматриваются методы стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов классического университета математического факультета в области дополнительного курса по истории математики и факультета социально-политических наук в области непрофильных дисциплин, связанных с ИВТ,. Отмечается тот факт, что профессиональная математическая компетенция необходимо включает в свою структуру мотивационную составляющую (наличие профессиональных потребностей, мотивов, и целей) и практическую (в частности, опыт математической деятельности). При этом стимулирование учебно-познавательной деятельности в области и истории математики и в сфере применения современных информационных технологий рассматривается как одно из направлений развития профессиональных математических компетенций и может быть использовано не только в рамках этих дисциплин, но и более широко - на протяжении всего процесса обучения в вузе.
Ключевые слова
компетентностный подход; математический факультет; факультет социально-политических наук; история математики; информационные технологии; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; математическая компетенция; competence approach; classical un
STIMULATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY IN THE FIELD OF THE HISTORY OF MATHEMATICS AT THE MATHEMATICAL FACULTY
Changes in higher education, ongoing and ongoing events related to the introduction of new state educational standards are accompanied by a review of various aspects of the educational system (organizational, methodological, etc.). These changes are directly related to the activities of the educational process. In modern conditions, the teaching process should be directed to shared competencies. This means that the teacher must review all the fundamentals of the methodology. All of this requires the teacher to have enormous preliminary working conditions in conditions of uncertainty, when there are no uniform approaches to solving problems. In the article, within the framework of the competence and activity approaches, methods of stimulating educational and cognitive activity of students of the classical university of the Faculty of Mathematics in the field of additional courses in the history of mathematics and the Faculty of Social and Political Sciences in the field of non-core disciplines related to ICT are considered. It is noted that professional mathematical competence necessarily includes in its structure the motivational component (the presence of professional needs, motives, and goals) and practical (in particular, the experience of mathematical activity). At the same time, stimulating educational and cognitive activity in the field of history of mathematics and in the field of application of modern information technologies is considered as one of the directions for the development of professional mathematical competences and can be used not only within these disciplines, but more broadly - throughout the entire learning process high school.
Список литературы
-
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. (2003). Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО.
-
Ившина Г.В., Каштанова Е.К. (2012). Самостоятельная работа студентов как средство развития математических компетенций // Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр. №4(12). 15 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Казань стр. 192
-
Крючева Я.В., Гаврилюк Н.П. (2016). Деятельностный и компетентностный подходы в образовании: успешность в интеграции. // Профессиональное образование в современном мире. №6(3). С. 421-427.
-
Дороднева Н.А. (2005). Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс: Дис. канд. пед. наук. Тобольск.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. (2003). / С.А.Смирнова. М.: Академия.
-
Нурутдинова А.Р. (2012). Основные направления интеграции науки, образования и производства. // Современные наукоёмкие технологии. №4. С. 24-27