Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (15) (2019)
УДК 372.851
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Одной из ярких тем для работы с учащимися является тема «Математические софизмы». Математические софизмы могут рассматриваться обучающимися различных классов, в зависимости от изучаемого урочного или внеурочного материала. В широком классе задач на математические софизмы выделяют: арифметические, алгебраические и геометрические софизмы. В исследованиях [1, 2] описана работа по ознакомлению школьников с геометрическими софизмами. В настоящем исследовании показываются ситуации, в которых учащиеся сталкиваются с необходимостью поиска ошибки в алгебраическом преобразовании, используемом в ходе решения какой-либо алгебраической задачи. Обычно при этом выявляется неравносильный алгебраический переход.
Ключевые слова
обучение математике; алгебраические софизмы; метод поиска ошибки; teaching mathematics; algebraic sophisms; error search method
ALGEBRAIC SOPHISMS AS A MEANS OF EDUCATION IN STUDENTS OF MATHEMATICAL CULTURE
One of the vivid topics for working with students is the topic "Mathematical sophisms." Mathematical sophisms can be considered by students of various classes, depending on the studied lesson or extracurricular material. In a wide class of problems, mathematical sophisms are distinguished: arithmetic, algebraic, and geometric sophisms. In studies [1, 2] describes the work of familiarizing students with geometric sophisms. This study shows situations in which students are faced with the need to search for errors in the algebraic transformation used in solving an algebraic problem. Usually, an unequal algebraic transition is revealed.
Список литературы
-
Казаков Н.А., Кузнецова Т.И. Из истории терминов "модель" и "моделирование". Часть 3. Чертежи - модели задач // Проблемы учебного процесса в инновационных школах: Сб. науч. тр. / Под ред. О.В. Кузьмина. Иркутск: Издательство ИГУ. 2018. Вып. 21. С. 54-58.
-
Казаков Н.А., Кузнецова Т.И. Применение интерактивных геометрических сред в кружковой работе при решении геометрических софизмов // Десятая (юбилейная) ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов «Платоновские чтения». Иркутск, ИМЭИ ИГУ, 29 января -12 февраля 2018 г.
-
Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителей. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959.
-
Лямин А. А. Математические парадоксы и интересные задачи : сборник задач для любителей математики. М.: типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1911.
-
Презентация на тему «Математические софизмы». URL: https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temu-matematicheskie-sofizmi-1939087.html (дата обращения 22.08.2019)
-
Хохлов К. Исследовательская работа по теме «Софизмы и парадоксы» / Под рук. Е.А. Казьменко. Воронеж. МБОУ «Лицей №1». 2017. URL: https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_po_teme_sofizmy_i_paradoksy-100458/119552 (дата обращения 22.08.2019)
-
Кузнецова Т.И. Опровержение - необходимый компонент обсуждения работы учащегося, дискуссии (в условиях математического образования) // Байкальский психологический и педагогический журнал. 2004. № 1-2 (3-4). С. 135-140.
-
Кузнецова Т.И. Модель выпускника подготовительного факультета в пространстве предвузовского математического образования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.