Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»

Аннотации статей.

Жаров Валентин Константинович, Эсонов Минаввар Мукимжанович. ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКОВ НАУЧНЫМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Статья посвящена проблеме визуализации абстрактного знания. В советской средней общеобразовательной школе всегда была установка на развитие мышления, причем его формы были различными. Геометрия, как основная носительница идей логики и образного представления об абстрактных математических объектах, в системе математического образования имела свое достойное место. Теперь же в силу преобразований конца прошлого века в СССР и поиска путей оптимального развития в бывших союзных республиках произошел естественный эксперимент, и стали очевидны пагубность поспешных решений, принятых некоторыми министерствами образования. В статье явно декларируется необходимость восстановления в своих «правах» геометрии как в школьном курсе, так и в педагогических институтах. Статья подготовлена по материалам доклада, представленного 10 октября 2019 года на заседании Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в Московском государственном областном университете.
The article is devoted to the problem of visualization of abstract knowledge. In the Soviet secondary school, there was always an attitude toward the development of thinking, and its forms were different. Geometry, as the main bearer of the ideas of logic and figurative representation of abstract mathematical objects, had its rightful place in the system of mathematical education. Now, due to the transformations of the end of the last century in the USSR and the search for optimal development in the former Soviet republics, a natural experiment has taken place and the harmfulness of hasty decisions made by some ministries of education has become obvious. The article explicitly declares the need to restore geometry to its “rights” both in the school course and in pedagogical institutes. The article was prepared on the basis of a report submitted on October 10, 2019 at a meeting of the All-Russian Scientific and Methodological Seminar “Advanced Ideas in the Teaching of Mathematics in Russia and Abroad” at Moscow State Regional University.

Мегрикян Ирина Геннадьевна. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена проблеме формирования математической компетентности студентов экономических направлений подготовки. Анализ научной литературы и собственный педагогический опыт показал, что несмотря на многочисленные исследования, проводимые в этой области, идея сопряжения математического образования студентов с их общекультурной, общеметодологической и общепрофессиональной подготовкой остается нереализованной. На наш взгляд, проектирование математической составляющей образовательного процесса должно основываться на контекстно-эмпирическом подходе, который объединяет основные положения методики, педагогики, психологии, такие как принципы и методы обучения, проблемы учета особенностей мышления обучающихся, повышения их уровня познавательной активности, воспитания личности в целом.
The article is devoted to the problem of the formation of mathematical competence of students in economic areas of training. An analysis of the scientific literature and our own pedagogical experience showed that despite the numerous studies conducted in this area, the idea of combining students' mathematical education with their general cultural, general methodological, and general professional training remains unrealized. In our opinion, the design of the mathematical component of the educational process should be based on a context-empirical approach that combines the main principles of methodology, pedagogy, psychology, such as principles and teaching methods, the problems of taking into account the characteristics of students’s thinking, increasing their level of cognitive activity, and educating the personality as a whole.

Мишина Светлана Викторовна. Роль скрытого куррикулума в процессе формирования профессиональных качеств будущих экономистов

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных путей профессиональной подготовки будущего экономиста, отвечающего быстроменяющимся требованиям к современному профессионалу в связи с цифровизацией мировой и отечественной экономики. Ввиду недостаточной гибкости образовательных программ высшего образования, профессиональная подготовка будущих экономистов в значительной степени формализована и слабо затрагивает проблему формирования профессионально значимых качеств. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов посредством технологии скрытого куррикулума. Методы исследования: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, контент-анализ учебных планов, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).Результаты исследования: выявлен комплекс условий, позволяющий интенсифицировать формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов посредством технологии скрытого куррикулума. Значимость исследования: материалы статьи могут быть полезны руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования.
The relevance of the study is due to the need to find optimal ways of training for a future economist that meets the rapidly changing requirements for a modern professional in connection with the digitalization of the global and domestic economies. In view of the insufficient flexibility of higher education educational programs, the training of future economists is largely formalized and weakly affects the problem of the formation of professionally significant qualities. The purpose of the study: to theoretically substantiate, develop and experimentally test a model for the formation of professionally significant qualities of future economists through the technology of hidden curriculum. Research methods: ascertaining experiment, forming an experiment, questionnaires, testing, method of expert assessments, content analysis of curricula, methods of mathematical statistics (Student t-test). Results of the research: a complex of conditions has been revealed that allows to intensify the formation of professionally significant qualities of future economists through technology hidden curriculum. Importance of the study: the materials of the article may be useful to leading and pedagogical workers of educational institutions of higher education.

Пантелеймонова Анна Валентиновна, Белова Марина Александровна. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

В статье рассмотрены теоретические и методические основы развития понятия числа в курсе школьном математики. В современной методике обучения математике накоплен большой опыт изучения числа, разработаны различные подходы и методы как к введению чисел, так и к последовательности изучения отдельных вопросов. Несмотря на то, что это один из наиболее проработанных разделов методики обучения математики, остаются проблемы с усвоением учащимися некоторых понятий и идей. Статья подготовлена по материалам доклада, представленного 12сентября 2019 года на заседании Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в Московском государственном областном университете.
The article discusses the theoretical and methodological foundations of the development of the concept of number in the course of school mathematics. The modern methodology of teaching mathematics has accumulated a lot of experience in studying numbers; various approaches and methods have been developed to both introduce numbers and the sequence of studying individual issues. Despite the fact that this is one of the most elaborated sections of the methodology of teaching mathematics, there remain problems with the assimilation of certain concepts and ideas by students. The article was prepared on the basis of a report submitted on September 12, 2019 at a meeting of the All-Russian Scientific and Methodological Seminar “Advanced Ideas in the Teaching of Mathematics in Russia and Abroad” at Moscow State Regional University.

Тарасова Оксана Викторовна, Чернобровкина Юлия Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ПРИЛОЖЕНИЙ МАТЕМАТИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье идет речь о значимости исследовательской компетенции, реализации возможности ее формирования во внеурочной деятельности по математике, в процессе использования проектных задач. В статье приведены конкретные задачи, направленные на формирование исследовательской компетенции у обучающихся.
The article deals with the importance of research competence, the implementation of the possibility of its formation in extracurricular activities in mathematics, in the process of using design tasks. The article presents specific tasks aimed at the formation of research competence among students.

Черемисина Марина Ивановна. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье приводятся теоретические и методические подходы к оценке результатов обучения в условиях компетентностной модели высшего образования. Отмечено, что на сегодняшний день в российской системе образования общих методов измерения компетенций нет, и что оценивание компетенций в Оренбургском государственном педагогическом университете осуществляется на основе созданных фондов оценочных средств, состоящих из средств для промежуточной аттестации студентов и средств для итоговой аттестации выпускников. Рассмотрены принципы оценивания компетенций обучающихся при формировании фондов оценочных средств: сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений, навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций; оценивание как предметных, так и надпредметных результатов (компетенций); обеспечение доступности результатов оценивания, их анализа и интерпретации; использование результатов для совершенствования образовательной деятельности. Выделены уровни оценки компетенций: пороговый, продвинутый, высокий. Описаны основные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих учителей во время учебной практики. Актуализированы оценочные средства к учебной практике для промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников. Исходя из Концепции развития математического образования в РФ, в которой указано, что «в Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику», вопросы оценки результатов обучения студентов в рамках компетентностного подхода можно считать актуальными.
The article presents theoretical and methodological approaches to the evaluation of learning outcomes in terms of the competence model of higher education. It is noted that today in the Russian education system there are no specific General methods of measuring competencies, and that the assessment of competencies at the Orenburg state pedagogical University is based on the established funds of evaluation tools, consisting of funds for the interim certification of students and funds for the final certification of graduates. The principles of assessment of competencies of students in the formation of funds of evaluation tools: a combination of traditional methods and means of testing knowledge, skills and innovative approaches focused on a comprehensive assessment of emerging competencies; evaluation of both subject and non-subject results (competencies); ensuring the availability of evaluation results, their analysis and interpretation; the use of results to improve educational activities. The levels of competence assessment: threshold, advanced, high. The main aspects of formation of professional competences of future teachers during educational practice are described. Evaluation tools for educational practice for intermediate certification of students and final certification of graduates are updated. Based on the Concept of development of mathematical education in the Russian Federation, which States that "in the Russian Federation there are not enough teachers and lecturers of educational institutions of higher education who can qualitatively teach mathematics", the evaluation of students ' learning results within the competence approach can be considered relevant.

Зарубин Александр Николаевич, Чаплыгина Елена Викторовна. ЗАДАЧА ТРИКОМИ ДЛЯ СИНГУЛЯРНОГО ИНТЕГРО-ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ СМЕШАННО-СОСТАВНОГО ТИПА

Исследуется задача Трикоми для сингулярного интегро-функционально-дифференциального уравнения с оператором Лаврентьева-Бицадзе. Доказаны теоремы существования и единственности решения.
The Tricomi problem for a singular integro-functional differential equation with the Lavrentiev-Bitsadze operator is investigated. Existence and uniqueness theorems of the solution are proved.

Иванова Юлия Игоревна, Рысин Михаил Леонидович. РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОГО СЕРВИСА ДЛЯ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Статья посвящена описанию практических приёмов проектирования и программной реализации компонентов мобильного сервиса, предназначенного для персонификации питания спортсменов и людей, ведущих активный образ жизни. Приведены особенности использования инструментальных средств разработки программных модулей, реализующих алгоритмы учета индивидуальных потребностей в питании пользователей мобильного сервиса.
The article shows a description of practical techniques for designing and making software components of a mobile service designed to personify the nutrition of athletes and people leading an active lifestyle. Features of the use of development tools of software modules that implement the algorithms for accounting for individual nutritional needs of mobile service users are presented.

Корниенко Дмитрий Васильевич. МЕХАНИЗМЫ ДОРАБОТКИ ТИПОВОГО ФУНКЦИОНАЛА КОНФИГУРАЦИЙ НА БАЗЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8

Статья посвящена описанию механизма создания заказов на основании подобранных пользователем товаров в конфигурации «Управление торговлей, редакция 11» программы 1С:Предприятие 8. Механизм является нетиповым, созданным на основе типовой формы подбора в документы продажи. Отличительной особенностью рассматриваемого механизма является динамическое обновление данных о ценах, а также создание сразу нескольких заказов с разных складов.
The article describes the mechanism for the creation of orders based on user-selected items in the configuration "Trade Management, 11 edition" of 1C:Enterprise 8. The mechanism is atypical, created on the basis of a typical form of selection in sales documents. A distinctive feature of this mechanism is the dynamic update of price data, as well as the creation of several orders from different warehouses.

Солдатов Александр Павлович. О ЗАДАЧЕ ШВАРЦА ДЛЯ СИСТЕМЫ МОИСИЛА-ТЕОДОРЕСКО В МНОГОСВЯЗНЫХ ОБЛАСТЯХ

Для системы Моисила-Теодореско в произвольной области QUOTE 12DR3"> , ограниченной гладкой поверхностью, рассмотрена краевая задача, аналогичная задаче Шварца определения аналитической функции по ее действительной части на границе. Описывается в явном виде ядро и коядро этой задачи через топологические инварианты области, а также ядро и коядро интегрального представления решений системы Моисила-Теодореску, тесно связанные с задачей Шварца.
For the Moisil - Theodorescu system a boundary value problem similar to the known Schwarz problem for analytic function is considered. The kernel and co-kernel of this problem are described in explicit form through topological invariants of the domain. The kernel and co-kernel of the integral representation of general solutions of the Moisil-Theodorescu system, which are closely connected with the Schwarz problem are also described.

Хижняк Анастасия Викторовна. К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье рассмотрены основные типы средств компьютерного тестирования предметных знаний. Предложена их классификация по типу усложнения структуры с учетом хронологического развития программно-технических средств. Описаны принципы работы некоторых программных средств компании Microsoft в качестве тестирующих сред. Приведен обзор специализированных программных продуктов для разработки компьютерных тестов. Описаны некоторые современные Internet-решение и мобильные приложения в области организации обучения, а также приведены способы их практического использования. Выделены дальнейшие пути развития компьютерных программных средств оценивания знаний. Рассмотрена возможность интеллектуализации тестирования как элемента компьютерного оценивания знаний.
The article discusses the main types of computer testing of subject knowledge. Their classification according to the type of complication of the structure is proposed taking into account the chronological development of software and hardware. The principles of operation of some Microsoft software tools as test environments are described. The review of specialized software products for the development of computer tests. Some modern Internet solutions and mobile applications in the field of educational organization are described, as well as methods for their practical use are given. The further ways of development of computer software tools for assessing knowledge are highlighted. The possibility of intellectualization of testing as an element of computer assessment of knowledge is considered.

Чернобровкина Ирина Ивановна, Чернобровкина Юлия Владимировна. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ВУЗА

Статья посвящена непосредственно проектированию и разработке информационной системы социально-воспитательной работы на факультете. Такая работа ведется во всех вузах России и требует учета информации о студентах, мероприятиях и т.д. Здесь разработаны требования, которым должна удовлетворять проектируемая система. В разрабатываемой системе главными являются следующие функции: функция авторизации, функция добавления данных студента в базу, функция редактирования данных студента, функция добавления студента в мероприятие, функция удаления студента. Эти функции осуществляют все основные операции с данными, остальные функции аналогичны описанным или являются вспомогательными. Так, создание нового мероприятия аналогично добавлению студента, редактирование мероприятия - редактированию данных студента, удаление мероприятия - удалению студента. В качестве вспомогательных выступают функции сохранения и отображения данных. Предпроектный анализ и детальное проектирование включает в себя построение диаграммы классов и диаграммы состояний. В процессе проектирования и разработки указанной информационной системы были задействованы такие инструментальные средства как Design/IDEF и Rational Rose. В качестве инструментального средства для построения программы использовалась среда разработки Borland Delphi. Система позволяет учитывать все мероприятия, проводимые на факультете, а также вести строгий учет социальной работы, что особенно важно, так как это напрямую связано с материальной поддержкой студентов. Вход в систему разрешен только определенному кругу лиц, поскольку информация о студентах является конфиденциальной. Учет проводимых мероприятий поможет в составлении отчетов и для учета личных достижений студентов. Построенная информационная система значительно облегчит учет и отчетность по социально-воспитательной работе на факультете любого ВУЗа.
The article is devoted directly to the design and development of information system of social and educational work at the faculty. This work is carried out in all universities in Russia and requires information about students, events, etc. There are requirements that must meet the projected system. The main functions of the developed system are the following: authorization function, the function of adding student data to the database, the function of editing student data, the function of adding a student to the event, the function of deleting a student. These functions carry out all basic operations with the data, the other functions are similar to those described or are auxiliary. So, creating a new event is similar to adding a student, editing an event - editing student data, deleting an event - deleting a student. The functions of saving and displaying data serve as auxiliary. Pre-design analysis and detailed design includes the construction of class diagrams and state diagrams. Such tools as Design/IDEF and Rational Rose were used in the process of designing and developing this information system. Borland Delphi development environment was used as a tool to build the program. The system allows you to take into account all the activities carried out at the faculty, as well as keep a strict account of social work, which is especially important, as it is directly related to the material support of students. Only a certain number of people are allowed to enter the system, as information about students is confidential. Accounting of events will help in the preparation of reports and to account for personal achievements of students. The built information system will greatly facilitate the accounting and reporting on social and educational work at the faculty of any University.

Мельников Роман Анатольевич. ПАМЯТИ АГАЕВА МАГОМЕДА АМИРГАДЖИЕВИЧА (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Статья посвящена описанию жизненного пути и анализу научно-педагогического наследия кандидата физико-математических наук, доцента М.А. Агаева, который много лет преподавал математический анализ на физико-математическом факультете Елецкого государственного педагогического института. Работая в должности проректора по учебной работе ЕГПИ, много сил и времени отдавал повышению качества подготовки учительских кадров для Ельца, Липецкой области и страны в целом.
The article is devoted to the description of the life path and the analysis of the scientific and pedagogical heritage of the candidate of physical and mathematical sciences, associate professor M. Agaev, who taught mathematics for many years at the Physics and Mathematics Department of the Yelets State Pedagogical Institute. While working as vice-rector for academic affairs at the YSPI, he devoted a lot of time and energy to improving the quality of teacher training for Yelets, the Lipetsk Region and the country as a whole.

Дворядкина С.Н., Щербатых С.В.. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА», ПОСВЕЩЕННАЯ 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА С. ЧАПЛЫГИНА

150-летие со дня рождения академика Академии наук СССР, известного механика и математика С. Чаплыгина можно считать, пожалуй, самым заметным событием в области математики, прикладной математики и механики. в последние десятилетия. Он решил ряд сложных проблем, связанных с аэромеханикой и авиацией, математика и его работы способствовали повышению обороноспособности страны. Юбилейная международная научная конференция, посвященная этой важной дате, прошла на базе ЕГУ им. Бунина. В статье дан анализ основных результатов исследования фундаментальных научных проблем, обсуждаемых на данной конференции.
The 150th anniversary of the academician of the Academy of Sciences of the USSR, the famous mechanic and mathematician S. Chaplygin may be regarded as perhaps the most notable event in the field of mathematics, applied mathematics and mechanics in recent decades. He has solved a number of complex problems related to aeromechanics and aviation, mathematics and his works have contributed to increasing the country’s defense capability. Held on the basis of the Bunin Yelets State University, anniversary international scientific conference devoted to this important date, became a very significant event. The article provides an analysis of the main results of the research on fundamental scientific problems discussed at this conference.