Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (16) (2019)
Роль скрытого куррикулума в процессе формирования профессиональных качеств будущих экономистов
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных путей профессиональной подготовки будущего экономиста, отвечающего быстроменяющимся требованиям к современному профессионалу в связи с цифровизацией мировой и отечественной экономики. Ввиду недостаточной гибкости образовательных программ высшего образования, профессиональная подготовка будущих экономистов в значительной степени формализована и слабо затрагивает проблему формирования профессионально значимых качеств. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов посредством технологии скрытого куррикулума. Методы исследования: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, контент-анализ учебных планов, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).Результаты исследования: выявлен комплекс условий, позволяющий интенсифицировать формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов посредством технологии скрытого куррикулума. Значимость исследования: материалы статьи могут быть полезны руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования.
Ключевые слова
высшее образование; профессиональная компетентность; профессионально значимые качества; будущие экономисты; скрытый куррикулум; higher education; professional competence; professionally significant qualities; future economists; hidden curriculum
The role of hidden curriculum in the process of forming the professional qualities of future economists
The relevance of the study is due to the need to find optimal ways of training for a future economist that meets the rapidly changing requirements for a modern professional in connection with the digitalization of the global and domestic economies. In view of the insufficient flexibility of higher education educational programs, the training of future economists is largely formalized and weakly affects the problem of the formation of professionally significant qualities. The purpose of the study: to theoretically substantiate, develop and experimentally test a model for the formation of professionally significant qualities of future economists through the technology of hidden curriculum. Research methods: ascertaining experiment, forming an experiment, questionnaires, testing, method of expert assessments, content analysis of curricula, methods of mathematical statistics (Student t-test). Results of the research: a complex of conditions has been revealed that allows to intensify the formation of professionally significant qualities of future economists through technology hidden curriculum. Importance of the study: the materials of the article may be useful to leading and pedagogical workers of educational institutions of higher education.
Список литературы
-
Атлас новых профессий. 2019. URL: http://atlas100.ru/index/ (дата обращения: 14.02.2019).
-
Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. Москва : РАУ, 1993.
-
Дмитриева Е. Ю. Определение сущности понятия «профессионально значимые качества будущего педагога» // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: образование, здравоохранение, физическая культура. 2016. 16 (71). С. 7-13.
-
Душков Б. А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь : Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2005.
-
Жиронкина О. В. Формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / О. В. Жиронкина. Кемерово, 2003.
-
Заир-Бек Е. С., Кондракова И.Э. Методология построения научных исследований для выявления воздействий социокультурной модернизации образования на изменения в школьной практике // Universum : Вестник Герценовского университета. 2014. № 2.
-
Зеер Э. Ф. Развитие профессионального образования : учеб.пособие. Екатеринбург, 2000.
-
Карпов А. В. Психология труда : учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология». М. : Юрайт, 2013.
-
Картежникова А. Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров: автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.02. Омск, 2005.
-
Климов Е. А. Введение в психологию труда : учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 1988.
-
Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 1996.
-
Митина Л. М. Психология профессионального развития. М., 2002.
-
Моченов А., Федулова В. Будущее рынка труда: после 2020-го // Инвест-форсайт. - Февраль, 2018. URL: https://www.if24.ru/rynok-truda-posle-2020/ (дата обращения: 12.05.2018).
-
Нечитайло И. С. Исследование приемов реализации скрытой учебной программы с использованием метода «экспериментальной лекции» // Наукові праці. Соціологія. - 2015. Випуск 246. Том 258. С. 31-37.
-
Петрук Г. В. Формирование профессионально важных качеств экономистов-менеджеров в системе самостоятельной работы студентов :автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.08. Владивосток, 2012.
-
Полонников А. А. «Скрытая программа» как предмет образовательных исследований и практик // Relga. Научно-культурологический журнал. 2011. №6 (224). URL: http://www.relga.ru/Environ/Webobjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2875 (дата обращения: 25.07.2018).
-
Результаты исследования по актуализации перечня профессий рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда // Справочник профессий. 2019. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/ storage/app/media/Oppoc_CPO.pdf (дата обращения: 29.05.2019).