Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (16) (2019)
УДК 378.146
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье приводятся теоретические и методические подходы к оценке результатов обучения в условиях компетентностной модели высшего образования. Отмечено, что на сегодняшний день в российской системе образования общих методов измерения компетенций нет, и что оценивание компетенций в Оренбургском государственном педагогическом университете осуществляется на основе созданных фондов оценочных средств, состоящих из средств для промежуточной аттестации студентов и средств для итоговой аттестации выпускников. Рассмотрены принципы оценивания компетенций обучающихся при формировании фондов оценочных средств: сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений, навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций; оценивание как предметных, так и надпредметных результатов (компетенций); обеспечение доступности результатов оценивания, их анализа и интерпретации; использование результатов для совершенствования образовательной деятельности. Выделены уровни оценки компетенций: пороговый, продвинутый, высокий. Описаны основные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих учителей во время учебной практики. Актуализированы оценочные средства к учебной практике для промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников. Исходя из Концепции развития математического образования в РФ, в которой указано, что «в Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику», вопросы оценки результатов обучения студентов в рамках компетентностного подхода можно считать актуальными.
Ключевые слова
результат обучения; оценка; компетенции; компетентностный; оценочные средства; высшее; образование; learning result; assessment; competence; competence; evaluation tools; higher education
EVALUATION OF STUDENTS' LEARNING OUTCOMES WITHIN THE COMPETENCE APPROACH
The article presents theoretical and methodological approaches to the evaluation of learning outcomes in terms of the competence model of higher education. It is noted that today in the Russian education system there are no specific General methods of measuring competencies, and that the assessment of competencies at the Orenburg state pedagogical University is based on the established funds of evaluation tools, consisting of funds for the interim certification of students and funds for the final certification of graduates. The principles of assessment of competencies of students in the formation of funds of evaluation tools: a combination of traditional methods and means of testing knowledge, skills and innovative approaches focused on a comprehensive assessment of emerging competencies; evaluation of both subject and non-subject results (competencies); ensuring the availability of evaluation results, their analysis and interpretation; the use of results to improve educational activities. The levels of competence assessment: threshold, advanced, high. The main aspects of formation of professional competences of future teachers during educational practice are described. Evaluation tools for educational practice for intermediate certification of students and final certification of graduates are updated. Based on the Concept of development of mathematical education in the Russian Federation, which States that "in the Russian Federation there are not enough teachers and lecturers of educational institutions of higher education who can qualitatively teach mathematics", the evaluation of students ' learning results within the competence approach can be considered relevant.
Список литературы
-
Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
-
Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Вестник образования России. № 3. 2014. С. 9-17.
-
Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В.Караваева и др. М.: Изд-во МГУ, 2007.
-
Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. ФГОС. Волгоград: Учитель, 2014.
-
Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации ООП ВПО нового поколения / сост. Е.И. Сафонова. М.: РГГУ, 2013.