Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»

Аннотации статей.

Далингер Виктор Алексеевич. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В статье рассматривается возможное из направлений модернизации методики обучения геометрии средствами цифровых образовательных ресурсов, показываются возможности программных средств, обладающих многофункциональным программно-математическим обеспечением. Особое внимание уделено дидактическим возможностям компьютера в обучении геометрии - исследованию геометрических моделей. Перечислены дидактические функции компьютера в этом виде деятельности: получение на экране компьютера изображения геометрической фигуры и исследование этого изображения в зависимости от изменения внутренних и внешних характеристик модели; выделение на компьютерной модели геометрической фигуры ее частей и исследование поведения выделенных частей при изменении внешних и внутренних характеристик модели; исследование плоских элементов геометрической фигуры методом перехода к их оригиналам; выполнение построений на компьютерной модели, преобразование данной модели в искомую согласно условиям задачи; имитация перемещения фигуры в пространстве и переход к оригиналу ее плоских элементов и др. В основной части статьи приводятся практические примеры из курса геометрии, иллюстрирующие различные преобразования геометрических фигур. Эффективным дидактическим инструментом усиления внутренней мотивации учебной деятельности служат творческие задания на построение фракталов с помощью компьютера.
. The article discusses the possible of the directions of modernization of the methods of teaching geometry by means of digital educational resources, shows the capabilities of software tools with multi-functional mathematical software. Particular attention is paid to the didactic capabilities of the computer in teaching geometry - the study of geometric models. The didactic functions of the computer in this type of activity are listed: obtaining on the computer screen images of a geometric figure and examining this image depending on changes in the internal and external characteristics of the model; selection of a geometric figure of its parts on a computer model and the study of the behavior of the selected parts when changing the external and internal characteristics of the model; the study of flat elements of a geometric figure by the method of transition to their originals; building on a computer model, converting this model to the desired one according to the conditions of the task; imitation of the movement of a figure in space and the transition to the original of its flat elements, etc. The main part of the article provides practical examples from the course of geometry, illustrating these applications. To strengthen the internal motivation of learning activities, examples of fractal geometry are used.

Дворяткина Светлана Николаевна, Лопухин Арсений Максимович. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрены возможности применения кейс-технологий в качестве эффективного механизма формирования вероятностного стиля мышления (ВСМ) будущих специалистов в области прикладной математики (профиль - Компьютерное моделирование экономических процессов) и экономики (профиль - Финансы и кредит). Методика преподавания в режиме кейс-технологий позволяет сформировать не только профессиональные компетенции (умение формулировать задачу из области будущей деятельности на математическом языке; распознавать проблемы прогноза, оптимизации и решать их математическими методами; умение создавать математические модели, используемые в профессиональной области и др.), но и универсальные ( способность осуществлять поиск и критический анализ информации, способность к прогнозированию и к принятию решения в условиях неопределённости, изменчивости и противоречивости контекста). Данные способности трактуются как наличие у специалиста ВСМ. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику обучения математике кейс-технологий как эффективного дидактического инструмента развития ВСМ в контексте интеграции математико-статистических методов, цифровых технологий и современной экономической теории. В основной части статьи дано теоретическое обоснование внедрения кейс-технологий в практику обучения математике, представлена структура кейсов, предложены практические рекомендации по составлению кейсов. Определена роль методики преподавания в режиме кейс-технологий в развитии ВСМ, представлен поэтапный процесс создания кейса: формулирование профессиональной проблемы из экономической области; выбор математических методов и процедур для решения поставленной профессиональной проблемы; создание ситуационной задачи или нескольких однотипных задач; проектирование программной карты кейса; сбор основных источников информации; содержательное наполнение кейса; внедрение кейса в практику обучения. Результаты исследования содержат примеры разработанных и внедренных в практику обучения математике междисциплинарных кейсов, дают возможность для создания условий интегративной образовательной среды, способной сформировать ВСМ, соответствующий современной научной парадигме.
The article discusses the possibilities of using case technologies as an effective mechanism for the formation of a probabilistic style of thinking of future specialists in the field of applied mathematics (profile - Computer modeling of economic processes) and economics (profile - Finance and credit). The methodology of teaching in case technology mode allows you to create not only professional competencies (the ability to formulate a problem from the field of future activities in a mathematical language; to recognize the problems of forecasting and optimization and solve them by mathematical methods; the ability to create mathematical models used in the professional field, etc.), but also universal (the ability to search and critically analyze information, the ability to predict and make decisions in conditions of uncertainties, variability and inconsistency of the context). These abilities are interpreted as the presence of a probabilistic style of thinking in a specialist. The purpose of the study is the theoretical justification, development and implementation in practice of teaching mathematics case technologies as an effective didactic tool for the development of a probabilistic style of thinking in the context of integrating mathematical and statistical methods, digital technologies and modern economic theory. In the main part of the article, a theoretical justification is given for the implementation of case technologies in the practice of teaching mathematics, the structure of cases is presented, and practical recommendations for compiling cases are offered. The role of the teaching methodology in the case technology mode in the development of a probabilistic style of thinking is determined, the phased process of creating a case is presented: the formulation of a professional problem from the economic field; selection of mathematical methods and procedures for solving a professional problem; creation of a situational task or several tasks of the same type; designing a program card for a case; collection of main sources of information; substantial content of the case; implementation of the case into the practice of training. The results of the study contain examples of multidisciplinary cases developed and introduced into the practice of teaching mathematics, and provide an opportunity to create conditions for an integrative educational environment that can form a probabilistic style of thinking that corresponds to the modern scientific paradigm.

Лазарев Виктор Андреевич. О НЕКОТОРЫХ ВЫВОДАХ И ПРОБЛЕМАХ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

В статье формулируются основные выводы автора, основанные на результате многолетней работы со школьниками, для обеспечения эффективной работы с одаренными школьниками. Обращается внимание на системность работы, многообразие организационных форм, открытость системы, развитие мотивации, успешность, участие психологов-практиков, соревновательность, ответственность организаторов и др. Акцентируется внимание на вопросах финансового обеспечения мероприятий по работе с одаренными детьми, развёртывания математического просвещения, популяризации математики и математических знаний для поиска и развития одарённых школьников. Продемонстрирована роль членов Научно-методического совета по Математике Министерства образования и науки РФ (НМС) и его региональных отделений по популяризации математики и носителям математической одарённости. В заключении обосновывается мысль о том, что фундаментальной проблемой в работе с одаренными школьниками остается кадровая, роль учителя сохраняется доминирующей для математического образования даже в условиях интенсивно внедрения информационных технологий.
The article formulates the main conclusions of the author, which are based on the result of many years of work with students and aimed to ensure effective work with gifted students. Attention is drawn to systematic work, the diversity of organizational forms, the openness of the system, the development of motivation, success, the participation of practical psychologists, competition, the responsibility of organizers, etc. The focus is on the financial support of activities for working with gifted children, the development of mathematical education, and the promotion of mathematics and mathematical knowledge for the search and development of gifted students. The role of the members of the Scientific and Methodological Council on Mathematics of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and its regional departments for the promotion of mathematics and carriers of mathematical giftedness is demonstrated. In conclusion, the idea is substantiated that the personnel problem remains the fundamental problem in working with gifted schoolchildren, the role of the teacher remains dominant for mathematical education even in the conditions of intensive implementation of information technologies.

Маскаева Александра Михайловна. НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ТЕМЫ «ФУНКЦИИ» С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ IDEF0

Большое значение в закреплении и систематизации знаний в обучении математике имеют обобщающие уроки. В статье представлено наглядное моделирование как методологическая основа отбора содержания учебного материала и проектирования структуры урока. Рассматривается пример обобщающего урока. Обобщающий урок по теме «Функции» для 11 класса выполнен в виде презентации, разработанной в мобильном приложении Prezi, которая представляет собой ментальную карту со структурой и содержанием урока. Урок состоит их этапов, на которых учитель обобщает понятие «Функция», обучающие выступают с подготовленными докладами, а также моделируются связи, и проектируется наглядная модель по теме «Функции» с помощью методологии проектирования IDEF0.
Of great importance in the consolidation and systematization of knowledge in teaching mathematics are generalizing lessons. The article presents visual modeling as a methodological basis for selecting the content of educational material and designing the structure of the lesson. An example of a generalizing lesson is considered. The generalizing lesson on the topic of "Functions" for grade 11 is made in the form of a presentation developed in the mobile application Prezi, which is a mental map with the structure and content of the lesson. The lesson consists of stages in which the teacher generalizes the concept of "Function", the students make prepared reports, as well as simulated connections and designed a visual model on the topic of "Functions " using the design methodology IDEF0 .

Пучков Николай Петрович, Попов Андрей Иванович, Тормасин Сергей Игоревич. ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сформулированы требования к конкурентоспособному специалисту, который должен обладать развитыми творческими качествами личности и высоким уровнем универсальных компетенций. Показаны возможности повышения качества образования при использовании цифровых технологий посредством адаптивного управления развитием личности специалиста на основе цифрового следа его познавательной и профессиональной деятельности, а также вследствие максимальной индивидуализации образовательной деятельности, учёта личностных особенностей и целеполагания каждого обучающегося. Проанализированы проблемные моменты цифровизации образования, связанные с чрезмерным увлечением ее средствами и использованием виртуальной реальности, что провоцирует ослабление творческих качеств деятельности, снижение чувства ответственности за принимаемые управленческие решения. В качестве средства противодействия такого рода негативных явлений обоснована необходимость использования интегрированных видов деятельности. Предложено проектировать образовательную программу с учётом интеграции универсальных творческих компетенций, умений устанавливать коммуникации при организации коллективной проектной деятельности, способностей анализировать информацию и принимать логичные решения на основе коммуникации методов математического мышления и владения цифровыми технологиями со способностями выполнять профессиональные задачи. Проанализирована роль интеграции на становление ключевых способностей специалиста инновационной сферы: креативности, коммуникабельности, аналитического мышления. Обобщен опыт использования дистанционных технологий в вузе и предложены подходы к интенсификации формирования коммуникативной компетенции. Обоснована важность становления цифровых компетенций и предложена интеграция цифровых компетенций в компетентностную модель современного специалиста. Показаны возможности цифровизации для повышения эффективности самообразования и саморазвития для становления математического мышления специалиста инновационной сферы. Разработана методика интеграции на основе коммуникативных и цифровых творческих универсальных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления «Информатика и вычислительная техника».
The requirements for a competitive specialist who must have developed creative personality qualities and a high level of universal competencies are formulated. The possibilities of improving the quality of education with the use of digital technologies through adaptive management of the development of a specialist's personality based on the digital footprint of his cognitive and professional activities, as well as due to the maximum individualization of educational activities and taking into account the personal characteristics and goal-setting of each student are shown. The article analyzes the problematic aspects of digitalization of education associated with excessive enthusiasm for its means and the use of virtual reality, which provokes a weakening of the creative qualities of the activity, a decrease in the sense of responsibility for the management decisions made. The necessity of using integrated activities is justified as a means of countering such negative phenomena. It is proposed to design an educational program taking into account the integration of universal creative competencies, the ability to establish communications in the organization of collective project activities, the ability to analyze information and make logical decisions based on communication methods of mathematical thinking and digital technologies with the ability to perform professional tasks. The role of integration on the formation of key abilities of an innovation specialist: creativity, communication skills, and analytical thinking is analyzed. The experience of using remote technologies in higher education is summarized and approaches to the intensification of the formation of communicative competence are proposed. The author substantiates the importance of the formation of digital competencies and suggests the integration of digital competencies into the competence model of a modern specialist. The possibilities of digitalization for increasing the efficiency of self-education and self-development for the formation of mathematical thinking of an innovation specialist are shown. A method of integration based on communicative and digital creative universal and professional competencies in the preparation of bachelors in the field of «Computer Science and engineering» has been developed.

Трунтаева Татьяна Ивановна. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматривается вопрос о конструировании учебных материалов по математике для студентов вузов гуманитарных направлений подготовки. Отбор содержания обучения математике студентов-гуманитариев осуществляется на основе концепции гуманитаризации математического образования. Согласно этой концепции обучение математике студентов, у которых осваиваемая профессиональная деятельность не связана с математикой, нацелено, главным образом, на формирование представлений о математике как о феномене человеческой культуры и включает изучение математических понятий, имеющих общенаучное значение, математических понятий, известных каждому образованному человеку. Ряд фундаментальных математических понятий, которые применяются в разных областях научного знания, в повседневной жизни, относятся к области математической логики. Поэтому изучение элементов математической логики, как правило, входит в математическую подготовку студентов-гуманитариев. Особое внимание в создании учебных материалов для обеспечения учебного процесса по математике для студентов вузов гуманитарных направлений подготовки уделяется реализации в этих материалах гуманитарного потенциала математики. В статье приводятся примеры тренировочных заданий по математической логике, в которых актуализируется гуманитарный потенциал данной области знания. Представленные в статье тренировочные задания нацелены на формирование таких фундаментальных понятий математической логики как логическое следование, дедуктивное рассуждение, непротиворечивость предложений, равносильность условий, логический вывод. Эти задания имеют практическую направленность, иллюстрируют применение метода математического моделирования, направлены на формирование логической грамотности и математической культуры обучающихся. Формулировки и способы решения задач корректировались в ходе применения этих задач в учебном процессе по математике в вузе.
The paper is discussed the development of educational materials in mathematics for university students in the humanitarian areas of training. The selection of the content of teaching mathematics to students of humanitarian directions of training is based on the concept of humanitarization of mathematical education. According to this concept, teaching mathematics to students whose are mastering professional activity which is not related to mathematics is mainly aimed at the formation of ideas about mathematics as a phenomenon of human culture and includes the study of mathematical concepts of general scientific value, mathematical concepts are known to every educated person. A number of fundamental mathematical concepts that are applied in various fields of scientific knowledge, in everyday life, belong to the field of mathematical logic. Therefore, the study of the elements of mathematical logic, as a rule, is included in the mathematical training of humanitarians students. Particular attention in the creation of teaching materials to ensure the educational process in mathematics for university students of humanitarian areas of training is paid to the implementation of the humanitarian potential of mathematics in these materials. The paper is given examples of training tasks in mathematical logic, in which the humanitarian potential of this field of knowledge is used. The tasks presented in the paper are aimed to the formation of such fundamental concepts of mathematical logic as logical following, deductive reasoning, consistency of sentences, equivalence of conditions, logical conclusion. These tasks have a practical orientation, illustrate the application of the method of mathematical modeling, and are aimed at the formation of logical literacy and the mathematical culture of students. The formulations and methods for solving problems were adjusted during the application of these tasks in the educational process in mathematics at the university.

Гришин Андрей Анатольевич, Строев Сергей Павлович. ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КЛАССИФИКАЦИИ В СИСТЕМАХ КРЕДИТНОГО СКОРИНГА

В работе проведено исследование эффективности применения алгоритмов машинного обучения для решения задачи выявления недобросовестных клиентов финансовой организации. На реальных данных о клиентах показаны особенности реализации алгоритмов градиентного бустинга и нейронных сетей и вычислены параметры их эффективности. Показана практическая возможность применения данных алгоритмов в системах кредитного скоринга.
The paper examines the efficiency of applying machine learning algorithms to the problem of identifying the probability of default for a client of a financial organization. The authors use the real client data to demonstrate the peculiarities of implementing gradient boosting and neural networks algorithms and calculate their efficiency parameters. The paper also shows the practical possibility of using these algorithms in credit scoring systems.

Журавлева Анастасия Валерьевна, Даулеткулов Алдияр Бексеитович. «ЗЕРКАЛЬНЫЙ» МЕТОД РАСЧЕТА СПЛАЙН КРИВОЙ

Авторами статьи предложен «зеркальный» метод расчета сплайн кривой, в котором учитываются значения функций f(xi-1), f(xi), f(xi+1). Использование этих значений приводит к «физически» более правильному «отражению» интерполяционной кривой в области опорных точек, появляется возможность избежать ложных максимумов и минимумов. Проверка данного метода показала, что появляется возможность его применения как для интерполяции «простых» функций, так и для «тяжелых» для интерполяции экспериментальных данных, а это значит, что «зеркальный» метод можно назвать универсальным. «Зеркальный» метод устойчив, это говорит о том, что результаты не зависят от направления вычислений, имеет радиус локальности 1. В статье показано, что формула для расчета «центральных» разностей (метода конечных разностей) является предельным случаем метода «зеркальных» разностей.
The authors of the article proposed “ the mirror” method for calculating the spline curve, which takes into account the values of the functions f (xi-1), f (xi), f (xi+1). The use of these values leads to a “physically” more correct “reflection” of the interpolation curve in the region of the reference points; it becomes possible to avoid false maxima and minima. Testing of this method showed that it becomes possible to use it both for interpolating “simple” functions and for “heavy” ones for interpolating experimental data, which means that the “mirror” method can be called universal. The “mirror” method is stable, this means that the results do not depend on the direction of the calculations, it has a locality radius of 1. The article shows that the formula for calculating the “central” differences (finite difference method) is the limiting case of the “mirror” difference method.

Зарубин Александр Николаевич. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОПЕРЕЖАЮЩЕ-ЗАПАЗДЫВАЮЩИХ УРАВНЕНИЙ

В прямоугольной области рассматривается двумерное функциональное опережающе-запаздывающее уравнение. Функциональные некарлемановские сдвиги являются взаимно-обратными диффеоморфизмами. Вопрос существования и единственности решения исследуемой задачи сводится к разрешимости блочной матричной системы в классе непрерывных функций.
In a rectangular area, we consider a two-dimensional functional leading-lagging equation. Functional ncelemesi shifts are mutually inverse diffeomorphisms. The question of the existence and uniqueness of the solution of the problem under study is reduced to the solvability of a block matrix system in the class of continuous functions.

Зарубин Александр Николаевич, Чаплыгина Елена Викторовна. ЧИСЛЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДВУМЕРНОГО РАЗНОСТНОГО УРАВНЕНИЯ

Рассматривается в частных разностях двумерное уравнение с опережением и запаздыванием, которое является разностным оператором вполне интегрируемого дифференциально-функционального уравнения. Вопрос существования и единственности редуцируется к разрешимости блочной матричной системы в классе непрерывных функций.
A two-dimensional equation with advance and delay is considered in partial differences. The left part of the equation is the difference operator of a completely integrable differential-functional equation. The question of existence and uniqueness is reduced to the solvability of a block matrix system in the class of continuous functions.

Таров Дмитрий Анатольевич, Тарова Инна Николаевна. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗа

Авторы предлагают обобщенную модель функционирования распределенной информационной образовательной системы, изложены особенности задач управления дистанционной учебной деятельностью. В основу концепции модели автоматизированного образовательного процесса авторами положено понятие идентификатора состояния обученности - как критерия, определяющего качество подготовки обучающегося, либо группы обучающихся, т.к. предлагаемый авторами критерий применим в обоих случаях. Дистанционная учебная деятельность, с точки зрения информационной системы ВУЗа, рассматривается как целенаправленный процесс изменения состояния абонентов информационной системы посредством специальных информационных воздействий на них. Управление трактуется как инструмент описания модели процесса дистанционного обучения. Указываются этапы, на которые разбиваются процессы управления. Под объектом управления подразумевается множество субъектов учебной деятельности, при этом субъектом учебной деятельности может быть как конкретный обучаемый, так и группу обучаемых. Преподаватели, в предлагаемой модели, выступают как управляющие устройства, осуществляющие реализацию алгоритма управления - обучение, и образующие собственное множество. Исходя из предлагаемой модели, авторы полагают, что эффективность обучения напрямую зависит от адекватности предлагаемых в статье моделей субъекта обучения, причем, в процессе обучения сама модель подвержена изменениям. С точки зрения авторов, задача оптимизации процесса учебной деятельности в своем условии содержит неопределенность, что диктует необходимость ввода в её условие случайных величин, принимающих значение 1 (знает) или 0 (не знает). Обосновывается и подробно описывается блок-схема управления процессом дистанционной учебной деятельности посредством информационной системы ВУЗа. В дальнейшем предполагается уточнение отдельных параметров предлагаемой модели, замена абстрактных математических формулировок конкретными алгоритмами и стандартными процедурами автоматизации дистанционной учебной деятельности посредством информационной системы ВУЗа.
The article discusses a generalized model of the functioning of a distributed information educational system, describes the features of the tasks of managing distance learning activities. The authors put the concept of a model of an automated educational process into the concept of an identifier of the state of learning - as an indicator of the quality of subject preparation. Moreover, the subject of training can be understood, depending on the purpose of the study, and the study group and the individual student. Distance learning activities, from the point of view of the university’s information system, are considered by the authors as a purposeful process of changing the status of subscribers of the information system through special informational impacts on them. Management is treated as a tool for describing a model of the distance learning process. The stages into which the management processes are divided are indicated. By the object of management of the authors is meant many subjects of educational activity, while the subject of educational activity can be either a particular student or a group of students. Teachers, in the proposed model, act as control devices that implement the control algorithm - training, and form their own set. Based on the proposed model, the authors believe that the effectiveness of training directly depends on the adequacy of the models of the subject of training proposed in the article, and in the process of training the model itself is subject to changes. From the point of view of the authors, the task of optimizing the process of educational activity in its condition contains uncertainty, which dictates the need to enter in its condition random variables taking the value 1 (knows) or 0 (does not know). The authors substantiate and describe in detail the block diagram of the process of distance learning through the information system of the university. In the future, it is expected to refine individual parameters of the proposed model, replace abstract mathematical formulations with specific algorithms and standard procedures for automating distance learning activities through the information system of a university.

Бочаров Александр Васильевич, Грушевский Сергей Павлович, Лазарев Виктор Андреевич. О СЛУЧАЙНЫХ СОБЫТИЯХ, ТРАДИЦИЯХ И ОЧЕРКАХ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИКИ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ

В статье даётся краткий обзор материалов сборника очерков, посвящённых истории развития математики и математического образования в Кубанском государственном университете и школах Краснодарского края и планируемых к изданию в 2020 году, в 100 летнюю годовщину открытия нашего университета. Боле 30 преподавателей и студентов факультета участвовали в подготовке материалов. В большей степени собранный материал относится к деятельности профессоров, преподавателей математического факультета (ныне факультет математики и компьютерных наук) в период с 1970 по 1991 г.г. т.е. в период с момента вторичного открытия университета и до распада СССР. Это были годы интенсивного развития науки и техники в стране, годы востребованности результатов научных математических исследований, когда занятия наукой были престижны в обществе и поддерживались государством. В сборнике очерков фрагментарно представлены материалы о видных учёных, работавших на факультете в этот период и последующие годы, о развитии научных школ, о случайных событиях, но имеющих существенные последствия для математического образования и развития математических исследований на Кубани, о зарождающихся традициях, о начинаниях факультета по постановке фундаментальных математических исследований, по работе кафедр с одарёнными школьниками и поддержке исследований по прикладной математике и информатике, о работе математиков Кубанского университета в зарубежных университетах. Представлены также воспоминания о профессорах, доцентах, преподавателях, работавших на факультете, внёсших существенный вклад в его развитие и уже ушедших от нас.
The article gives a brief overview of the materials in the collection of essays on the history of the development of mathematics and mathematical education at the Kuban State University and schools in the Krasnodar Territory and scheduled for publication in 2020, the 100th anniversary of the opening of our university. More than 30 teachers and students of the faculty participated in the preparation of materials. To a greater extent, the material collected relates to the activities of professors, teachers of the Faculty of Mathematics (now the Faculty of Mathematics and Computer Science) from 1970 to 1991. those. in the period from the moment of the secondary opening of the university until the collapse of the USSR. These were the years of intensive development of science and technology in the country, the years of demand for the results of scientific mathematical research, when classes in science were prestigious in society and supported by the state. The collection of essays fragmentarily presents materials about prominent scientists who worked at the faculty during this period and subsequent years, about the development of scientific schools, about random events, but having significant consequences for mathematical education and the development of mathematical research in the Kuban, about nascent traditions, about the undertakings of the faculty on the formulation of basic mathematical research, on the work of departments with gifted students and the support of research on applied mathematics and computer science, on the work of mathematicians Cube University in foreign universities. Also presented are the memories of professors, associate professors, teachers who worked at the faculty, who made a significant contribution to its development and who have already left us.

Кузнецова Татьяна Ивановна. МОЯ ИНФОРМАТИКА. 35-ЛЕТИЮ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ» В СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Автор статьи, будучи одним из руководителей введения предмета «Основы информатики и вычислительной техники» на подготовительных факультетах для иностранных граждан отечественных университетов и вузов, описывает процесс своего становления в ракурсе интеграции предмета информатики с предметом математики в историческом развитии.
The author of the article, being one of the leaders of the introduction of the subject "Fundamentals of computer science and technology" at the preparatory faculties for foreign citizens of domestic universities and universities, describes the process of its formation in the perspective of the integration of the subject of computer science with the subject of mathematics- in historical development.