Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (18) (2020)
УДК 372.851
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматривается содержание и структура модели системы методического сопровождения социокультурно-ориентированного обучения геометрии учащихся основной школы в условиях электронной образовательной среды. Анализируются общие особенности методического сопровождения. Характеризуются принципы, на которых базируется модель: принцип независимости, принцип интеграции с традиционной системой обучения математике; принципы гибкости, нелинейности, индивидуализации, принцип открытости. Формулируется определение системы методического сопровождения обучения геометрии. Рассматривается структура модели системы, включающая компоненты: обучающая подсистема, контрольно-диагностическая подсистема. Архитектура модели системы методического сопровождения представлена технологическим компонентом, который представлен в виде конкретного ресурса, созданного на платформе GeoGebra.ru, выступающего электронной средой дистанционного обучения математике, и методическим компонентом, который реализуется посредством тренировочных, диагностических и консультативных занятий. Содержательно раскрываются внутренние циклы модели системы методического сопровождения: психодидактический, учебный, завершающий цикл. Выделяются пять блоков равновесной модели системы методического сопровождения социокультурно-ориентированного обучения геометрии: ценностно-смысловой блок, блок обучения в ЭОС, развивающий блок, контрольно-диагностический блок, блок рефлексии и последующей коррекции следующего цикла.
Ключевые слова
социокультурно-ориентированное обучение; система методического сопровождения; socioculturally oriented education; system of methodological support
MODEL OF THE METHODICAL SUPPORT SYSTEM OF SOCIALLY-CULTURAL-ORIENTED EDUCATION OF GEOMETRY IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL
The article substantiates scientifically the content and structure of the model of the system of methodological support of socioculturally oriented teaching of geometry of primary school students in an electronic educational environment. The general features of the methodological sup-port process are analyzed. The principles on which the model is based are characterized: the principle of independence, the principle of integration with the traditional system of teaching mathematics, the principles of flexibility, nonlinearity, individualization, openness. The definition of the concept “system of methodological support for teaching geometry in the electronic educational environment” is formulated. The structure of the model of this system is considered, which includes components: a training subsystem, a control and diagnostic subsystem. In another aspect, the model architecture of the methodological support system is represented by a technological component, which is expressed as a specific resource created on the GeoGebra.ru platform, which acts as an electronic medium for teaching mathematics, and a methodological component that is implemented through training, diagnostic, and advisory classes. The internal cycles of the model of the system of methodological support are substantively revealed: psychodidactic, educational, final cycle. Five blocks of the equilibrium model of the system of methodological support of socioculturally oriented teaching of geometry are distinguished: a value-semantic block, a block of training in the EES, a developing block, a control and diagnostic block, a reflection block and the subsequent correction of the next cycle.
Список литературы
-
Шабанова М.В. Классификация ЭОР, разработанных на основе систем динамической геометрии // Математика в современном мире. Материалы Международной конференции, посвященной 150-летию Д. А. Граве, г. Вологда, ВГПУ, 7-10 октября 2013. Вологда, С. 151-154.
-
Чернецкая Т.А., Родионов М.А. Интерактивные творческие среды как средство формирования у школьников элементов математической деятельности исследовательского характера // Информатика и образование. 2014. № 3. С. 36-41.
-
Сергеева Т.Ф., Шабанова М.В., Гроздев С.И. Основы динамической геометрии. М.: АСОУ. 2016.
-
Рыжик, В.И. Компьютер. Смена парадигмы? [Электронный ресурсы]/ttp://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i3/html/4r.htm/.
-
Павлова М.А. Обучение математике с использованием возможностей GeoGebra / М.А. Павлова, М.В. Шабанова, О.Л. Безумова, Е.Н. Ерилова, С.Н. Котова, С.В. Ларин, Р.П. Овчинникова, Н.Н. Патронова, А.Е. Томилова, О.Н. Троицкая, Л.В. Форкунова, Т.С. Ширикова (Коллективная монография). М.: Издательство Перо, 2013.
-
Подаева Н.Г. Социокультурная концепция математического образования Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012.
-
Подаева Н.Г., Подаев М.В. Обновление содержания школьного математического образования: социокультурный подход СПб.: Издательство «Лань», 2014.
-
Подаева Н.Г., Подаев М.В. Технология социокультурно-ориентированного обучения геометрии в общеобразовательной школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016.