Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (18) (2020)
УДК 378.147
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ПРИ СТРУКТУРИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
В статье обоснована актуализация потребности интегрированного обучения специальным разделам математики (уравнениям математической физики, теории функций комплексного переменного, операционному исчислению) студентов технических направлений. Описано выделение принципа интеграции как дидактического принципа обучения специальным разделам математики студентов технических направлений, обеспечивающего обоснованное структурирование содержания обучения на основе междисциплинарной интеграции с профессиональными и математическими дисциплинами на двух уровнях. Рассматривается реализация преемственности в обучении специальным разделам математики при освоении математических дисциплин на уровнях бакалавриата и магистратуры за счет детализации содержания обучения с определением инвариантных и вариативных составляющих. Обосновывается дополнение содержания обучения учебным профессионально-направленным материалом на основе синтеза содержания математических и профессиональных дисциплин посредством математического моделирования, с включением профессионально-ориентированных задач. Отражена оптимальность использования интегрированных систем автоматизации математических вычислений, на примере пакета MathCAD, при реализации аналитических и численных методов решения задач с применением встроенных функций и с непосредственным программированием алгоритмов.
Ключевые слова
принцип интеграции; содержание обучения; междисциплинарные связи; преемственность обучения; уровневый подход; integration principle; content of training; interdisciplinary communication; continuity of training; level approach
IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATION PRINCIPLE IN STRUCTURING THE CONTENT OF TRAINING IN SPECIAL SECTIONS OF MATHEMATICS OF STUDENTS OF TECHNICAL DIRECTIONS
The article proves the actualization of the need for integrated training in special sections of mathematics (equations of mathematical physics, the theory of functions of a complex variable, operational calculus) for technical students. Describes the highlighting principle of integration as a didactic principle of teaching special sections of mathematics to technical students, which provides a reasonable structuring of the content of training based on interdisciplinary integration with professional and mathematical disciplines at two levels. The implementation of continuity is considered in teaching special sections of mathematics in the development of mathematical disciplines at the undergraduate and graduate levels by detailing the content of training with the definition of invariant and variable components. The article proves that the content of training is supplemented with professionally-oriented educational material based on the synthesis of the content of mathematical and professional disciplines through mathematical modeling, with the inclusion of professionally-oriented tasks. The optimal applying of integrated automation systems for mathematical calculations is reflected, using the MathCAD package as an example, when implementing analytical and numerical methods for solving problems using built-in functions and direct programming of algorithms.
Список литературы
-
Капкаева Л.С. Преемственность в организации самостоятельной работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры // Интеграция образования. 2012. № 2. С.42-47.
-
Кирюшин И.В. Теоретическая интеграция математики и физики в курсе математического анализа // Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов: материалы Международной научно-практической конференции. Минск: Белорусский государственный университет, 2010. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/97047 (дата обращения: 19.04.2020).
-
Перминов Е.А. Реализация межпредметных связей математики и информатики в подготовке студентов педагогических направлений на основе дискретной математики: автореф. дис. … докт. пед. наук. Екатеринбург, 2017.
-
Петрова Е.Б. Профессионально направленная методическая система подготовки по физике будущих учителей естественнонаучных дисциплин. М.: Карпов Е.В., 2009.
-
Петрова Л.С. Реализация метода учебного проектирования в процессе обучения специальным разделам математики студентов технических направлений подготовки // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2018. № 3. С. 113-117.
-
Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
-
Пушкарева Т.П. О реализации дидактических принципов обучения математике студентов естественнонаучного направления педагогического вуза // Открытое образование. 2013. №3 (98). С. 20-26.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активации, интенсификации эффективного управления УВП. М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2005.