Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (18) (2020)
УДК 372.851
ФОРМИРОВАНИЕ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ
Процесс глобализации - интеграции России в мировое экономическое, культурное и образовательное пространство, обуславливает поиск государством инновационного пути модернизации системы образования, направленного на повышение эффективности процесса обучения, совершенствования целостной системы развития и саморазвития личности школьника. Новые образовательные технологии, применяемые в учебном процессе, устремлены к повышению культуры мышления школьников, формированию нового миропонимания и мировоззрения, раскрытию интеллектуального потенциала каждого учащегося, то есть повышению качества образования. В повседневной действительности почти каждому человеку приходится сталкиваться с задачами, решение которых нетривиально. Механизмом такого специфического решения проблемных задач выступает вероятностный стиль мышления. Человеческое мышление интуитивно и в большей степени представлено вероятностным характером, однако в разной степени оно проявляется, то, как дедуктивная, то, как интуитивная форма мышления. Математическое образование наиболее сензитивно к развитию личностных изменений, мыслительная деятельность которых применима к получению знаний в ситуациях неоднозначности или неопределенности. Вероятностный стиль мышления позволяет расценивать явления случайной природы, воспринимать их статистические закономерности, формулировать гипотезы о наступлении или о не наступлении события, предсказывать поведение наблюдаемых объектов в естественных условиях. Стохастические знания, вероятностно-статистические методы познания действительности, умения выстраивать научно-обоснованные прогнозы - становятся чрезвычайно востребованными в социально-экономических изменениях современного общества, им отводится огромное значение в естественно-научных и гуманитарных дисциплинах. В связи с этим становится актуальным разработка методической системы, направленной на развитие вероятностного стиля мышления, оказывающего воздействие на формирование целостного мировоззрения старших школьников общеобразовательных школ, в частности стохастического мировоззрения.
Ключевые слова
вероятностный стиль мышления; стохастическое мировоззрение; математическое образование; probability thinking style; stochastic worldview; mathematical education
SHAPING THE STOCHASTIC WORLDVIEW OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY DEVELOPING A PROBABILITY THINKING STYLE
The process of globalization - Russia's integration into the world economic, cultural and educational space - determines the state's search for an innovative way to modernize the education system aimed at improving the efficiency of the learning process, improving the integral system of development and self-development of the student's personality. New educational technologies used in the educational process are aimed at improving the culture of thinking of schoolchildren, forming a new worldview and understanding, revealing the intellectual potential of each student, that is, improving the quality of education. In everyday reality, almost every person is faced with tasks that are not trivial. The mechanism of such specific problem solving is a probability style of thinking. Human thinking is intuitive and to a greater extent represented by probability character, but it manifests itself in different degrees, as a deductive, then as an intuitive form of thinking. Mathematical education is most sensual to the development of personal changes, whose thinking activity is applicable to obtaining knowledge in situations of ambiguity or uncertainty. Probability thinking style allows to estimate phenomena of random nature, to perceive their statistical regularities, to formulate hypotheses about occurrence or not of occurrence of event, to predict behavior of observed objects in natural conditions. Stochastic knowledge, probability-statistical methods of cognition of reality, ability to build scientifically grounded forecasts - become extremely popular in social and economic changes of modern society, they are given great importance in scientific and humanitarian disciplines. In this regard, it becomes relevant to develop a methodological system aimed at developing a probability style of thinking, which affects the formation of a holistic worldview of high school students in general education, in particular, stochastic worldview.
Список литературы
-
Дворяткина, С.Н. Развитие вероятностного стиля мышления студентов в обучении математике на основе диалога культур: дис. … д-ра пед. наук. Елец, 2012.
-
Некрасов П.А. Об учебных особенностях двух направлений математического курса средней школы // Математическое образование. 1914. № 3. С. 126-136.
-
Гнеденко Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1982.
-
Добрин А.В., Лопухин А.М. Содержательные характеристики вероятностного стиля мышления: теоретические основы исследования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. №2. С. 32-48.
-
Krüger K, Sill H.D., Sikora C. Didaktik der Stochastik in der Sekundarstufe I: series Mathematik Primarstufe und Sekundarstufe I + II, 2015.