Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (18) (2020)
УДК 372.8
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ: НА ПУТИ К ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Цифровая грамотность является новым видом грамотности, необходимым навыком для работы в цифровой образовательной среде, жизни в цифровом обществе. Важную роль в формировании цифровой грамотности играет информатика. Информатика как учебная дисциплина позволяет формировать понимание единой природы информации, цельное и системное представление об информационных процессах, которые происходят в окружающем мире и составляют фундаментальные основы самой науки. Она имеет общеобразовательную значимость, способствует формированию информационной грамотности, компьютерной грамотности, развитию информационной культуры, установлению морально-этических и юридических норм работы с информацией, формированию основ научного мировоззрения и целостной научной картины мира, общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, способствует подготовке школьников к жизни в цифровом обществе и эффективной профессиональной деятельности, овладению информационными и коммуникационными технологиями. Авторы дают определение понятия «цифровая грамотность» и выделяют в составе цифровой грамотности семь областей. Это основы аппаратного и программного обеспечения, информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем, карьерные компетенции. Авторы проводят анализ школьных учебников информатики на наличие всех областей цифровой грамотности, определяют дидактический потенциал материалов каждого учебника по формированию цифровой грамотности. Авторы оценивают представление каждой области цифровой грамотности в школьном учебнике по шкале 0-1 и на этой основе делают вывод о том, какие области цифровой грамотности не были отражены. Авторы дают рекомендации по развитию школьного курса информатики в аспекте дополнения его новым разделом «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности».
Ключевые слова
цифровая грамотность; школьный курс информатики; информатика; цифровая образовательная среда; digital literacy; school computer science course; computer science; digital educational environment
DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE SCHOOL INFORMATICS COURSE: ON THE WAY TO THE DIGITAL LITERACY OF THE SCHOOLBOARD
Digital literacy is a new literacy, a necessary skill for working in the digital educational environment, life in a digital society. Important role in shaping digital literacy plays in Informatics. Informatics as an academic discipline allows to form the unified understanding of the nature of the information complete and systematic knowledge of the processes that occur in the world and constitute the fundamental basis of science itself. It has a secondary importance, fosters information literacy, computer literacy, development of information culture, the establishment of ethical and legal standards work with information, formation of foundations of the scientific worldview and the holistic scientific picture of the world, learning and cultural skills information contributes to the preparation of pupils for life in a digital society and effective professional activity, mastering of information and communication technologies. The authors provide a definition of "digital literacy" and produce in digital literacy the seven areas. These are the basics of hardware and software, information literacy, communication and collaboration, digital content creation, security, problem solving, career competence. The authors conduct the analysis of school textbooks of Informatics in all areas of digital literacy define the didactic potential of the material in each textbook to develop digital literacy. The authors assess the performance of each area of digital literacy in a school textbook on a scale of 0-1 and on this basis to draw conclusions about what digital literacy was not reflected. The authors give recommendations for the development of a school course of computer science in terms of its additions to the new section "the basics of digital literacy and cybersecurity".
Список литературы
-
Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167-193.
-
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
-
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 9 класса: в 2 ч. Ч. 1 / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 9 класса: в 2 ч. Ч. 2 / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
-
Гриншкун В. В., Левченко И. В. Школьная информатика в контексте фундаментализации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. №1. С. 55-64.
-
Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.