Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (18) (2020)
УДК 372.8:004.4
ОНЛАЙН-ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ
В статье описываются результаты исследования применимости онлайн-инструментов для разработки, применения на учебных занятиях и оценки результативности применения кейсов при обучении информатике. Методологическим основанием данного исследования послужили положения о применении в учебном процессе кейсов как технологии, основанной на описании ситуационной задачи и формировании комплекта учебно-методических материалов для ее разрешения. Данные положения послужили основанием описания структуры предметно-ориентированного кейса по информатике (ситуационная задача; задания, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи; материалы, необходимые для выполнения заданий; программные средства для решения задачи), этапов его разработки, применения на учебных занятиях и оценки полученных результатов, а также действий педагогов и обучающихся на всех этапах по отношению к каждому компоненту. Опираясь на выделенную структуру действий как на критериальную систему, в статье приводится оценка применимости шести видов онлайн-инструментов для реализации кейс-технологии: блогов, социальных сетей, облачных сервисов сетевых документов, вики, форумов, сервисов для проведения онлайн-встреч. На основе полученных количественных результатов в статье даны качественные оценки указанных онлайн-инструментов, сделаны выводы о их применимости на всех этапах реализации кейс-технологии. Сделан также вывод о том, что специализированный онлайн-инструмент для применения кейс-технологии при обучении информатике может быть построен на платформе социальной сети с добавлением отдельных возможностей сервисов онлайн-документов и вики, а также специальных средств для оценки результативности выполнения заданий и решения ситуационной задачи кейса.
Ключевые слова
онлайн-инструмент; кейс; информатика; обучение; информатизация образования; online tool; case; informatics; education; informatization of education
ONLINE TOOLS FOR USING CASE TECHNOLOGY IN TEACHING COMPUTER SCIENCE TO SCHOOL STUDENTS
This article describes the results of research on the applicability of online tools for development, use at learning sessions, and evaluation of efficacy of applying cases in teaching information technology. The statements about applying cases as a technology based on describing a situational objective and forming a set of academic materials for accomplishing it became a methodological base for this research. The statements given served as the basis for describing the structure of a subject-oriented case in IT (a situational objective, tasks which lead to accomplishing of the stated objective when completed, materials required for completing tasks, software for accompishing the objective), stages of its development, application at learning sessions, evaluation of the obtained results, and actions of teachers and students at all stages in relation to each component. Relying on the distinguished structure of actions as a criterial system, the evaluation of applicability of six types of online tools for implementing case technologies: blogs, social media, cloud services of online documents, Wiki, forums, services for conducting online meetings. On the basis of the obtained quantitative results, qualitative evaluation of the aforementioned online tools are given, conclusions about their applicability at all stages of implementing case techology are drawn. In addition, a conclusion that a specialised online tool for applying case technology to teaching IT can be developed on a social media platform with supplementing selected abilities of services of online documents and Wiki, and special tools for evaluating the efficacy of comleting tasks and accomplishing a situational objective of a case.
Список литературы
-
Гаджикурбанова Г. М. Кейс-технологии в формировании научно-исследовательских компетенций будущего педагога профессионального обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2015.
-
Даммер М. Д., Зубова Н. В. Методика обучения физике в техническом вузе на основе комплексной кейс-технологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. № 2 (7). С. 9-15.
-
Зубова Н. В. Комплексная кейс-технология обучения физике как средство формирования основных профессиональных компетенций студентов технического вуза: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2015.
-
Колин К. К. Информатика как фундаментальная наука: проблемы и перспективы становления нового научного направления // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2007. № 1 (11). С. 4-14.
-
Красикова Е. Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2009.
-
Лобанова Н. В., Маньшин М. Е., Смыковская Т. К. Использование кейс-технологии при подготовке будущих учителей информатики // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2011. № 3. С. 28-33.
-
Маркович О.С. Предметно-ориентированные кейсы по информатике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. №5 (118). С. 70-75.
-
Никитина М. А. Кейс как средство обучения и контроля в условиях компетентностного образования в высшей школе: дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2014.
-
Никитина М. А. Кейс-метод как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатике// Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 126-128.
-
Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов // Гуманитарный вестник. 2000. № 3. С. 32 - 35.