Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (18) (2020)
УДК 371.3:004.4
МОНИТОРИНГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ
В статье описываются методика и результаты проведения мониторинга использования онлайн-сервисов Интернета в процессе учебной деятельности учащейся молодежью. Данные мониторинга получены на основе анализа общих технических показателей, данных об активности пользователей, а также данных об их предпочтениях при работе с онлайн-сервисами образовательного портала Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Сервисы данного портала реализованы на платформе социальной образовательной сет и обеспечивают регистрацию пользователей, создание персональных страниц, использование ленты активности, ведение личной переписки, общение в форумах, создание групп, публикацию документов, разработку электронных курсов, оценочных материалов и др. Результаты мониторинга позволили установить, что практика использования данных онлайн-сервисов в цифровой образовательной среде предполагает активную работу учащихся и педагогов с учебными материалами, индивидуальное руководство, выполнение заданий, подготовку и проверку учебных отчетов. Среди пользователей образовательных сервисов более востребованы возможности личной переписки и публикации документов, а менее востребованы возможности размещения статусов, общения в форумах, работы с видео и выставления лайков. На основе полученных данных был сделан вывод о том, что перспективным направлением развития онлайн-инструментов образовательной среды является разработка новых педагогических технологий, основанных на сотрудничестве педагогов и обучающихся, а также использовании медиа-ресурсов цифровой среды. Востребована также автоматизация рутинных действий, выполняемых в ходе образовательного процесса - подготовки и отправки отчетов по выполненным заданиям, фиксации хода образовательного процесса, ведения рейтинга, использования групповых форм общения для обсуждения общих дел.
Ключевые слова
мониторинг; онлайн-сервисы; обучение; цифровая среда; monitoring; online services; education; digital environment
THE MONITORING OF INTERNET ONLINE SERVICES USAGE IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY BY STUDENTS
This article reveals the methods and results of the monitoring of Internet online services usage in education by students. The monitoring data was obtained based on general technical indicators analysis, user activity data, and user preference in working with online services of VSPU education portal. The services of this portal are implemented on an educational social media platform and provide user registration, creation of personal pages, use of feed, personal conversations, forums, creation of groups, publication of documents, development of electronic courses, assessment materials etc. The monitoring results allowed to determine that using these online services in digital educational environment features students and teachers actively working with educational material, individual management, completing tasks, preparing and checking education reports. With educational services users the most popular features are personal coversations and publishing documents, and less popular are posting statuses, conversing via forums, working with video and using like buttons. Based on the data obtained, it was concluded that developing new pedagogical technologies relying on cooperation of students and teachers and using media sources of digital environment is a promising avenue of the development of educational environment online services. Another demanded feature is automation of routine actions done in the education process: preparing and sending reports on completed tasks, fixing the education process, creating ratings, using group forms of communication and discussion of common matters.
Список литературы
-
Сергеев А. Н. Социальная сеть как образовательный портал вуза: реализация в образовательной практике теории обучения в сообществах Интернета // Образование и общество. № 3-4 (110-111). 2018. С. 72-75