Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (18) (2020)
УДК 378.4
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена анализу целесообразности разработки цифровой образовательной среды, направленной на формирование языковой компетенции как составляющей профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции в рамках дисциплины «Иностранный язык» в условиях медицинского университета. В статье проанализированы основные тенденции трансформации ролей педагога и обучающегося в течение последних десятилетий. Выявлены трудности, возникающие в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, и основные противоречия, возникшие в данной области в свете введения новых требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Сформулирована проблема исследования и показаны пути ее решения, связанные с персонализацией обучения за счет специальным образом спроектированной предметной цифровой образовательной среды учебной дисциплины «Иностранный язык». В статье описаны этапы формирования предметной цифровой образовательной среды, направленной на персонализацию обучения: диагностический этап и этап разработки универсальных (базовых) и индивидуальных (вариативных) компонентов. Также в статье предложено два основных направления реализации проектируемой предметной цифровой образовательной среды: содержательное и деятельностное направление. Итогом данного исследования является формулировка требований к предметной цифровой образовательной среде, направленной на формирование языковой компетенции в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» в условиях медицинского университета. Разработанная цифровая образовательная среда должна обеспечивать персональный план учебной деятельности студента по освоению языковой компетенции как составляющей профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции; формирование профессиональных и надпрофессиональных навыков (hard and soft skills), способствующих функционированию языковой компетенции с помощью комплекса упражнений в определенном цифровом контенте и личностный рост студента как субъекта своей учебной деятельности за счет формирования соответствующих качеств личности.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда; иностранный язык в медицинском вузе; языковая компетенция; digital learning environment; learning English for professional purposes; medical university; language competence
TOPICALITY OF DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT FOR THE DISCIPLINE “ENGLISH IN DENTISTRY” TO FACILITATE LANGUAGE COMPETENCE ACQUISITION
The article presents relevance and topicality of creating a specific digital learning environment aimed at facilitating language competence acquisition. The latter is a component of professionally oriented foreign language communicative competence acquired by students within the discipline “English in Dentistry” at a medical university. The study depicts the transformation of the teaching scenario during the latest decades. The most common stumbling points in learning a foreign language at a non-linguistic university have been generalized. They have been conferred with the requirements in the Federal State Educational Standard of Higher Education. The stated problem is said to be solved by certain instruments which enable personification of learning trajectories via a specific digital learning environment of the discipline “English in Dentistry”. The process includes two main stages: a diagnostic stage and an instrumental stage. Besides, the article offers a bifocal realization of the said digital learning environment: content-focused and activity-focused. The authors come up with a list of requirements for constructing the digital learning environment. The latter is to provide a student’s personal learning trajectory to facilitate language competence acquisition; ensure their hard and soft skills development that improve their language competence by means of a certain specifically organized set of exercises in the digital format as well as their personal development as agents of their learning activity what involves moulding certain traits of character.
Список литературы
-
Андреев А. А. Роль преподавателя в среде eLearning / Портал электронного обучения. 2010. URL: http://www.e-learning.by/Article/roleTutor/ELearning.html (дата обращения 03.03.2019).
-
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2008.
-
Васильченко С. Х. Технология организации самообразования будущего специалиста // Информатика и образование. 2012. №1. С.75-76.
-
Васильченко С. Х. Индивидуализация учебного процесса в условиях дистанционного обучения // «Информационные технологии в образовании» («ИТО-Москва-2010»). Материалы Международной конференции. Часть 2. М., 2010. С. 190-193.
-
Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Томск: ТМЛ-Пресс, 2008.
-
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов по пед. и псих. специальностям. М.: «Логос», 2005.
-
Огородникова Н. В. Организация учебной деятельности студентов медицинского вуза по освоению языковой компетенции // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. С. 142-146.
-
Суворова Т. Н. Актуальные направления подготовки учителей к проектированию и использованию электронных образовательных ресурсов. М.: Образование и информатика, 2016.
-
Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.