Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»

Аннотации статей.

Акабирходжаева Д.Р.. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЫБОРОМ ВИДА КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОСЕВА С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ «QM FOR WINDOWS»

Данная статья отражает технологию принятия решения при выборе вида культуры для посева в условиях неопределенности и риска посредством программы «QM FOR WINDOWS». Основным направлением государственной политики в области формирования и развития экономики является стимулирование развития и применение современных информационно-коммуникационных технологий. Технология принятия решения основана на методах принятия решений в условиях неопределенности (без использования численных значений вероятностей исходов) - это правила максимакса, Вальда, Сэвиджа, Лапласа и критерий Гурвица, а также на правилах принятия решений в условиях риска - это правила максимальной вероятности, Лапласа и Сэвиджа. Такая стратегия приводит к достижению цели рационального использования земельных ресурсов, оптимизации посевных площадей. Рациональное использование земельных ресурсов - это основа стабильного экономического развития, источник благосостояния населения Узбекистана, так как эти земли являются одним из основных источников получения пищи и обеспечения продовольственной безопасности. Обучение студентов экономических направлений подготовки технологии принятия решения в условиях неопределенности важнейшая составляющая математического образования.
This article reflects the decision-making technology when choosing the type of crop for sowing in the face of uncertainty and risk through the QM FOR WINDOWS program. The main direction of state policy in the field of formation and development of the economy is to stimulate the development and application of modern information and communication technologies. The decision-making technology is based on the rules of decision-making under conditions of uncertainty (without using the numerical values of the probabilities of outcomes) - these are the rules of Maximax, Wald, Savage, Laplace and the Hurwitz criterion, and the rules of decision-making under conditions of risk - these are the rules of Maximum probability, Laplace and Savage. Such a strategy leads to the achievement of the goal of rational use of land resources, optimization of sown areas. Rational use of land resources is the basis of stable economic development, the source of well-being of the population of Uzbekistan, as these lands are one of the main sources of food and food security. Teaching students in economic areas of preparation of decision-making technology in conditions of uncertainty is the most important component of mathematical education.

Аниськова Т.А.. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА ФСО РОССИИ

Данная статья посвящена проблеме реализации образовательного процесса вуза ФСО России на основе гендерного подхода. Актуальность данной проблематики обусловлена ростом числа женщин в сфере военной и федеральной службы стран мира. Противоречием в данном случае является то, что военные образовательные организации высшего образования исторически развивались на принципах маскулинности, учитывающих комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей мужчин. Обучение в этих учреждениях организуется, как и в гражданских вузах. Однако в осуществлении образовательного процесса отмечается режимность, уставные отношения, повышенное внимание к физической и психической подготовке курсантов. Как следствие, адаптация обучающихся военных вузов, безусловно, отличается от данного процесса студентов гражданских вузов. В современной науке данная проблематика рассматривается в русле двух конкурирующих подходов: полоролевого и гендерного. В статье утверждается, что полоролевой подход может провоцировать гендерную асимметрию в том числе и в профессиональной сфере. Гендерный подход ориентирован на адаптацию образовательной системы в части содержания, методов и форм обучения и воспитания с учетом различия психофизиологических особенностей и социокультурных штампов мужского и женского гендера. В разрезе настоящей проблематики отчетливо выделяются два аспекта профессиональной адаптации девушек-курсанток: адаптация к процессу службы и адаптация к образовательному процессу в условиях вуза ФСО России. В качестве педагогической технологии, отвечающей возрастным и средовым условиям процесса профессиональной адаптации в образовательной среде военного вуза, в статье рассматривается технология педагогического сопровождения. Еще один аспект проблемы связан с учетом гендерных особенностей при проектировании и реализации образовательного процесса в части учебных дисциплин.
This article is devoted to the problem of the implementation of the educational process of the higher educational institution of the FSS of Russia on the basis of a gender approach. The relevance of this issue is due to the growing number of women in the military and federal service of the countries of the world. The contradiction in this case is that military educational institutions of higher education have historically developed on the principles of masculinity, taking into account the complex of physical, mental and behavioral characteristics of men. Education in these institutions is organized in the same way as in civilian universities. However, in the implementation of the educational process, the regime, statutory relationships, increased attention to the physical and mental training of cadets are noted. As a result, the adaptation of students of military universities, of course, differs from this process of students of civilian universities. In modern science, this issue is considered in the mainstream of two competing approaches: sex-role and gender. The article argues that the gender-role approach can provoke gender asymmetry, including in the professional sphere. The gender approach is focused on the adaptation of the educational system in terms of content, methods and forms of training and education, taking into account the difference in psychophysiological characteristics and sociocultural stamps of male and female gender. In the context of this problem, two aspects of the professional adaptation of female cadets are clearly distinguished: adaptation to the service process and adaptation to the educational process in the conditions of a higher educational institution of the FSS of Russia. As a pedagogical technology that meets the age and environmental conditions of the process of professional adaptation in the educational environment of a military university, the article considers the technology of pedagogical support. Another aspect of the problem is related to taking into account gender characteristics in the design and implementation of the educational process in terms of academic disciplines.

Дорохова Т.Ю., Пучков Н.П.. СТРАТЕГЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

В данной работе рассматриваются вопросы использования методов динамической вариативности при проектировании дополнительных профессиональных программ (ДПП) в вузе, осуществляющем целевую подготовку специалистов. Процесс проектирования представлен как последовательность действий по пошаговому глубокому изучению ситуаций и позиций всех субъектов, заинтересованных в результатах. Цель статьи - на основе анализа проблем современного производства предложить конкретные рекомендации по теории и практике проектирования ДПП в условиях непрерывного изменения производственных заданий. Результаты анкетирования сотрудников предприятий выявили организационные и образовательные проблемы повышения качества целевой подготовки специалистов, и намечены пути их разрешения. Для выработки рекомендаций применялись методы экспертных оценок и вероятностные методы. Авторами установлено, что обеспечение качества целевой подготовки в вузе достигается за счет разработки ДПП на основе: разбиения процесса проектирования на определенные этапы; использования разноуровневой методологической структуры проектирования; принципа динамической вариативности проектирования; итерационного алгоритма последовательного привлечения экспертов и байесовского подхода для переоценки результатов экспертизы с целью выработки обоснованного оптимального решения. Разработка образовательных программ должна соответствовать запросам динамично развивающейся экономики, воплощая идеи интеграции науки, образования и производства. Практическая значимость проведенного исследования состоит в обеспечении возможности использования предлагаемой методики разработки ДПП целевого обучения специалистов для наукоемких производств военно-промышленного комплекса, функционирующих в режиме их постоянного обновления. Предложенные рекомендации будут способствовать формированию профессиональных компетенций у профессорско-преподавательского состава и образовательных компетенций у обучающихся и могут быть полезны как для специалистов в области образования, так и для работников промышленных предприятий. Развитием проведенных исследований может стать разработка системы автоматизации процесса проектирования на основе использования новых информационных технологий.
The article deals with the use of dynamic variability methods in the design of additional professional programs (APP) at a university that provides specialists’ target training. The design process is presented as a sequence of actions for step-by-step in-depth study of situations and positions of all subjects interested in the results. The purpose of the article is to offer specific recommendations on the theory and practice of APP design in the conditions of continuous change of production tasks based on the analysis of modern production problems. Materials and methods. The results of the enterprises employees’ survey revealed organizational and educational problems of improving the specialists’ target training quality and outlined ways to resolve them. Expert assessment methods and probabilistic methods were used to make recommendations. Results. The authors found that ensuring the target training quality in higher education is achieved by developing a APP based on: splitting the design process into certain stages; using a multi-level methodological design structure; the principle of dynamic design variability; an iterative algorithm for consistently attracting experts and a Bayesian approach to re-evaluate the results of expertise in order to develop a reasonable optimal solution. Discussions and Сonclusions. The development of educational programs should meet the needs of a dynamically developing economy, embodying the idea of integrating science, education and production. The practical significance of the research is to ensure the possibility of using the proposed methodology for developing APP specialists’ target training for high-tech industries of the military-industrial complex, operating in the mode of their constant updating. The proposed recommendations will contribute to the formation of educational competencies in the teaching staff and industrial competencies in students and can be useful both for specialists in educational field and for employees of industrial enterprises. The development of a system for automating the design process based on the use of new information technologies can become the development of the research.

Кузнецова Т.И.. РУССКИЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП). ЧТЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ: ОДИН И ЕДИНИЦА

В статье предлагается исследование, проводимое на учебных материалах, разработанных в Институте русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова для студентов-иностранцев. Статья является логическим продолжением начатого автором методического исследования: Русский математический язык (начальный этап). Чтение математических текстов: ноль и нуль [1]. Настоящей статье демонстрируется многообразие использования знака «1» в разных текстовых ситуациях. При этом показываются случаи, когда используется исключительно слово «единица», и случаи, когда исключительно слово «один» (или «одна»).
The article proposes a study carried out on educational materials developed at the Institute of Russian Language and Culture, Moscow State University named after M.V. Lomonosov for foreign students. The variety of use of the "1" sign in different text situations is demonstrated. This shows cases where the word “unit” is used exclusively, and cases where only the word “one” (or “one”) is used.

Лыкова К.Г.. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Жизнь в современном мире характеризуется высокой скоростью, обилием событий и изменений, влекущих за собой состояния неустойчивости и нестабильности, непонимания себя, своего отношения к событиям и переменам. Обрушивающийся на человека ежедневный поток всевозможной информации, уже настолько велик, что его конструктивное восприятие и анализ в сложившейся обстановке становится затруднительным. В этой связи важно, уже в школьные годы (в частности, на старшей ступени обучения) формировать у учащихся «объективное» мировоззрение, призванное помогать в обосновании причинно-следственных связей событий и явлений с опорой на систему точных общезначимых научных знаний о мире, человеке и методах познания. Наиболее полный и систематизированный набор знаний об окружающей действительности позволяет сформировать у учеников целостные представления о мире, его установках и особенностях, определить структуру научной картины мира, расширить кругозор, развить творческие навыки. Математическое образование привносит специфический вклад в развитие мышления, мировоззрения учащихся за счет ярко выраженной практичности математических знаний, умений и навыков, способностей действовать в условиях неопределенности и неоднозначности. Формируя стохастическое мировоззрение старшеклассников, удастся приблизить их к реальной действительности с её проблемами и парадоксами, оценить глобальность и универсальность стохастики как одного из разделов математики, имеющего практический выход в любой науке. Специфика стохастики сводится к процедуре понимания, пронизывающей все акты мышления путем восприятия и познания окружающего мира в системе сложных взаимосвязей, постижения и применения системообразующих отношений, инвариантных под воздействием процессов реальности. Наличие элементов стохастики в образовательной системе является важным условием повышения интеллектуальных способностей учащихся.
Life in today's world is characterized by high speed, abundance of events and changes that entail states of instability and instability, misunderstanding of oneself, one's attitude towards events and changes. The daily flow of all kinds of information is already so great that its constructive perception and analysis in this environment becomes difficult. In this regard, it is important, already in school years (in particular, at the senior level of education) to form an "objective" worldview of students, designed to help justify the cause-and-effect relationship of events and phenomena, based on a system of accurate common scientific knowledge about the world, man and methods of knowledge. The most complete and systematized set of knowledge about the surrounding reality allows students to form a holistic view of the world, its attitudes and features, determine the structure of the scientific picture of the world, expand their horizons, develop creative skills. Mathematical education brings a specific contribution to the development of thinking and worldview of students through the pronounced practicality of mathematical knowledge, skills and abilities, the ability to act in the conditions of uncertainty and ambiguity. Forming stochastic worldview of high school students, it will be possible to bring them closer to the real reality with its problems and paradoxes, to evaluate the globality and universality of stochastics as one of the sections of mathematics, which has a practical output in any science. The specificity of stochastics is reduced to the procedure of understanding, which permeates all acts of thinking by perception and cognition of the surrounding world in the system of complex interconnections, comprehension and application of system-forming relations invariant under the influence of processes of reality. The presence of stochastic elements in the educational system is an important condition for increasing the intellectual abilities of students

Смирнов Е.И., Дворяткина С.Н., Щербатых С.В.. ИНТЕЛЛЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящей статье исследуются проблемы организации исследовательской деятельности обучаемых в процессе адаптации современных достижений в науке к школьной математике средствами компьютерного и математического моделирования посредством интеллектного управления. Исследование касается применения нейронных сетей для решения задач моделирования обобщенных конструкций сложного знания с целью освоения школьниками современного раздела математики. Разработана технология организации исследовательской деятельности на основе использования гибридных интеллектуальных систем в ходе адаптации современных достижений науки на базе математического моделирования и компьютерного дизайна с проявлением эффектов самоорганизации личности. В ходе освоения сложного понятия через историогенез и спектр его приложений выстроены технологические конструкты кластеров фундирования компонентов обобщенной структуры в направлении построения индивидуальных образовательных траекторий школьников с использованием гибридных нейронных сетей. Выявлено содержание и этапы освоения обобщенных конструктов современного научного знания обучающимися в соответствии с их личностными предпочтениями. Реализовано множественное целеполагание и технология процессов освоения обобщенных конструктов сложного математического знания, разработаны средства коммуникации на основе интеграции математических, информационных, естественнонаучных и гуманитарных знаний и процедур.
This article examines the problems of organizing research activities of students in the process of adapting modern achievements in science to school mathematics by means of computer and mathematical modeling through intellectual management. The research concerns the use of neural networks for solving problems of modeling generalized constructions of complex knowledge in order to master the modern section of mathematics by schoolchildren. The technology of organizing research activities based on the use of hybrid intelligent systems in the course of adapting modern scientific achievements based on mathematical modeling and computer design with the manifestation of the effects of self-organization of the individual. In the course of mastering a complex concept through historiogenesis and the range of its applications, technological constructs of clusters of funding components of the generalized structure were built in the direction of building individual educational trajectories of schoolchildren using hybrid neural networks. The content and stages of development of generalized constructs of modern scientific knowledge by students in accordance with their personal preferences are revealed. Multiple goal-setting and technology of processes of mastering generalized constructs of complex mathematical knowledge are implemented, communication tools are developed based on the integration of mathematical, informational, natural science, and humanitarian knowledge and procedures.

Уваров А.Ю.. ТРИ СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Формирующееся сегодня представление о цифровой трансформации общего образования (ЦТО) обсуждаются как естественная составная процессов развития системы общего образования. Это развитие разнонаправлено и может быть представлено несколькими группами конфликтующих сценариев. Выделено три группы таких сценариев и показано, что цифровые технологии используются в каждой группе, однако технологические решения при этом разнятся.
The digital transformation is described as an integral part of the education system development that can rollouts according to three groups of different scenarios. The scenarios of each group are based on the widespread use of digital technologies; however, the technological solutions needed inside each of them are different. Some directions for further research to track the real development of the digital transformation of education and to provide a basis to manage this process are proposed.

Ястребов А.В.. ЭКСТРЕМУМ ИНДЕКСА РАЗНОСТОРОННОСТИ, ИЛИ НАСТАВНИК ШКОЛЬНИКА КАК «ШТУРМАН» НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья посвящена работе наставника, руководящего научным исследованием школьника. Рассматриваются два вопроса, предопределенных реалиями наставничества: об источнике исследовательских задач и о распределении функций в команде «наставник-ученик». Педагогический план статьи разворачивается на фоне плана математического. Рассматривается простой компьютерный эксперимент, который ранее привел автора к понятиям индекса разносторонности угла треугольника [1]. В настоящей статье рассматривается другая математическая задача, порожденная тем же самым экспериментом, а именно, задача об экстремуме индекса разносторонности.
The present pater is devoted to the work of a mentor, who supervises a high-school student’s research. Two questions are under consideration: 1) what is the origin of research mathematical problems for high-school students? 2) what is the best way to distribute functions within a team “mentor-mentee”? A pedagogical aspect of the paper has a mathematical background. We consider a computer experiment, which generated a notion “scalene index of a triangle” some years ago [1]. In the present paper we consider another problem: what is the extremal value of the scalene index?

Гайдов Ю.А.. ОБ ОДНОМ СПОСОБЕ НАХОЖДЕНИЯ ГАРМОНИЧЕСКОГО ПРИБЛИЖЕНИЯ

В статье рассматривается задача аппроксимации кусочно-непрерывной функции простейшей тригонометрической функцией (тригонометрическим полиномом первого порядка). Такого рода приближения широко используются, например, в задачах сжатия данных, при исследовании функций. Отличие от традиционного подхода заключается в нахождении наилучшей частоты, а не выборе из обратных кратным интервалу приближения периодов. Наилучшее приближение в статье рассматривается в смысле квадратичной интегральной метрики L2. Показано, что задача сводится к отысканию минимума функции одной переменной - частоты, с помощью найденных выражений критических значений амплитуды и сдвига фазы. Явно приведен вид этой функции частоты (зависящей от входной информации посредством интегралов типа косинус- и синус-преобразования Фурье). Для дискретной входной информации предложено кусочно-линейная интерполяция исходной функции. Для такого случая проведено численное исследование функции частоты на примере отрезка звукового файла. Указаны возможные проблемы дальнейшего исследования этой задачи. Автор полагает, что статья также может быть полезна студентам математических направлений в качестве демонстрации комплексного подхода с привлечением знаний из разных разделов математики и информатики.
The article concerns the problem of an approximation of a piecewise-linear function with the simplest trigonometric function (trigonometric polynomial of the first order). Such approximations are widely used in data compression or in function analysis, for example. The difference from traditional approach is in finding the best-suited frequency, and not only choosing from inverse multiples of the length of approximation interval. The best approximation in this article is considered in the sense of integral quadratic L2 norm. It is shown that the problem can be reduced to the problem of searching the minimum of a function of one real variable. The latter variable is named frequency, and expressions for the critical values of amplitude and phase are found. The explicit form of the function which minimum gives the best frequency is found. Dependency of this function of the input data occurs by the means of integrals of an input function of the type of cosine- and sine-Fourier transform of an input data. For discrete input data, it is assumed to use piecewise-linear approximation. For such case numerical investigation was performed. A chunk of audio file was chosen as the input data. Probable further issues of the problem are pointed out on the basis of obtained results. Author considers this article as a useful example for math students of complex approach to mathematical problem solving involving not only different mathematical disciplines but also computer science applications.

Зарубин А.Н., Чаплыгина Е.В.. НАЧАЛЬНО-КРАЕВАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ НЕЛОКАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ СМЕШАННОГО ТИПА

Исследуется начально-краевая задача Трикоми для нелокального уравнения смешанного типа Лаврентьева-Бицадзе. Задача однозначно разрешима.
The initial-boundary value problem of Tricomi for a non-local mixed-type Lavrentiev-Bitsadze equation is investigated. The problem is unambiguously solvable.

Корниенко Д.В.. ВАРИАНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТИПОВЫХ КОНФИГУРАЦИЯХ 1С

Статья посвящена описанию возможностей повышения эффективности дистанционной торговли с использованием типовой функциональности программ "1С: Управление торговлей 11", "1С: Комплексная автоматизация 2" или "1С:ERP Управление предприятием" и сервисов 1С.
The article is devoted to the description of the possibilities of increasing the efficiency of distance selling using the typical functionality of the programs "1C: Trade Management 11", "1C: Integrated Automation 2" or "1C: ERP Enterprise" and 1C services.

Мишина С.В.. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена описанию методов ценообразования в типовой конфигурации «1С:ERP Управление предприятием». Подсистема ценообразования призвана решать на предприятии ряд важных задач: объединение товаров в ценовые группы (например, по-разному может формироваться цена на товары собственного производства и покупные товары); ведение классификатора различных видов цен (назначение различных вариантов расчета цен для товаров различных ценовых групп; настройка диапазонов конечных цен - установка ограничений по максимальным и минимальным ценам продажи и закупки; ведение классификатора скидок (наценок) (Различные условия предоставления скидок (наценок); Регистрация скидок (наценок); Совместное действие различных скидок (наценок); назначение автоматических скидок (наценок) при продаже оптом и в розницу).
The article is devoted to the description of pricing methods in a typical configuration "1C: ERP Enterprise Management". The pricing subsystem is designed to solve a number of important tasks at the enterprise: combining goods into price groups (for example, the price of goods of own production and purchased goods can be formed in different ways); maintaining a classifier of various types of prices (assigning different options for calculating prices for goods of different price groups; setting up ranges of final prices - setting restrictions on the maximum and minimum prices for sale and purchase; maintaining a classifier of discounts (markups) (Various conditions for granting discounts (markups); Registration of discounts (margins); Joint action of various discounts (margins); assignment of automatic discounts (margins) for wholesale and retail sales).

Рихтер Т.В.. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СДО MOODLE ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются основные функциональные возможности СДО Moodle при разработке электронных учебных курсов для использования в образовательной среде: управление сайтом (осуществление администратором, настройка цветов, шрифтов, расположения объекта на странице сайта); управление пользователями (регистрация пользователей: само-регистрация, ручная регистрация администратором, автоматическое напоминание пароля пользователю, защита от несанкционированного доступа); управление курсами (преподаватели имеют полный контроль над свойствами курсов, использование различных форматов при организации дистанционного курса (SCORM-формат и др.); наличие большого количества интерактивных элементов, таких как форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, чаты, блоги и т.д.; интеграция с почтовыми системами; отслеживание полной информации по успеваемости слушателей). Выявляются роли субъектов образовательного процесса: администратор; создатель электронного курса; преподаватель с правом и без права редактирования материалов курсов; студент; гость, имеющие и не имеющий доступ к материалам курсов. Описываются категории управления электронным учебным курсом: переключение способов добавления элементов, редактирование настроек, работа с пользователями, фильтры, оценки, резервное копирование. Определяются настройки задания (общие параметры, параметры ответа, настройки отзыва на ответ, настройки оценок, общие настройки модуля); настройки форума (общие, количество сообщений для блокирования, оценки, общие настройки модуля); настройки глоссария (общие (название, тип и описание глоссария, отображение описания вступления на странице курса, установление количества записей на странице, разрешение количества определений на одно слово, комментарии по записям, вид для печати, автоматическое связывание записей глоссария, одобрение статей по умолчанию, формат отображений), оценки (методы расчета итога, шкалы, ограничение оценивания элементов диапазоном дат), общие настройки модуля (доступность, идентификатор)).
The article discusses the main functionalities of the Moodle SDO when developing electronic training courses for use in the educational environment: site management (by the administrator, setting colors, fonts, location of the object on the site page); user management (user registration: self-registration, manual registration by the administrator, automatic password reminder to the user, protection against unauthorized access); course management (teachers have full control over the properties of courses, the use of various formats for organizing a distance course (SCORM format, etc.); the presence of a large number of interactive elements such as forums, tests, glossaries, resources, chats, blogs, etc. .; integration with postal systems; tracking full information on student performance). The roles of subjects of the educational process are identified: administrator; creator of the electronic course; a teacher with and without the right to edit course materials; student; guest with and without access to course materials. The categories of managing an electronic training course are described: switching methods of adding elements, editing settings, working with users, filters, grades, and backups. Job settings are defined (general parameters, response parameters, response response settings, rating settings, general module settings); forum settings (general, number of messages to block, rate, general module settings); glossary settings (general (name, type and description of the glossary, displaying the entry description on the course page, setting the number of entries on the page, allowing the number of definitions per word, comments on entries, print view, automatic linking of glossary entries, approval of default articles, display format), ratings (methods for calculating the total, scales, limiting the evaluation of elements by the date range), general module settings (accessibility, identifier)).

Строев С.П., Шведов А.А., Уман И.А., Илюшин Р.С.. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ: МОДУЛЬ РАЗРАБОТКИ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

В статье представлены проектные решения, используемые авторами при реализации модуля разработки оценочных средств автоматизированной системы сопровождения процедуры независимой оценки квалификации. В нотации IDEF-0 построена функциональная модель процесса разработки оценочных средств. Определены категории пользователей разрабатываемого модуля и их требования, представлена структура соответствующей базы данных.
The paper presents design approaches used by the authors to implement the module for the development of assessment tools for the automated system that supports the independent qualification assessment procedure. A functional model of the assessment tools development process is organized in the IDEF-0 notation. The paper determines categories of users of the module in question and their requirements and presents the structure of the corresponding database.

Качанов М.З., Демидова И.И.. Л.М. КАЧАНОВ - УЧИТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, УЧЁНЫЙ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ

Собраны материалы по биографии Л.М. Качанова. Отмечается преданность учёного выбранного направления в науке, широта и глубина его исследований. Обсуждаются его методы обучения и руководства студентами и аспирантами.
The paper presents design approaches used by the authors to implement the module for the development of assessment tools for the automated system that supports the independent qualification assessment procedure. A functional model of the assessment tools development process is organized in the IDEF-0 notation. The paper determines categories of users of the module in question and their requirements and presents the structure of the corresponding database.