Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (19) (2020)
УДК 37.022
DOI 10.24888/2500-1957-2020-3-16-24
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА ФСО РОССИИ
Данная статья посвящена проблеме реализации образовательного процесса вуза ФСО России на основе гендерного подхода. Актуальность данной проблематики обусловлена ростом числа женщин в сфере военной и федеральной службы стран мира. Противоречием в данном случае является то, что военные образовательные организации высшего образования исторически развивались на принципах маскулинности, учитывающих комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей мужчин. Обучение в этих учреждениях организуется, как и в гражданских вузах. Однако в осуществлении образовательного процесса отмечается режимность, уставные отношения, повышенное внимание к физической и психической подготовке курсантов. Как следствие, адаптация обучающихся военных вузов, безусловно, отличается от данного процесса студентов гражданских вузов. В современной науке данная проблематика рассматривается в русле двух конкурирующих подходов: полоролевого и гендерного. В статье утверждается, что полоролевой подход может провоцировать гендерную асимметрию в том числе и в профессиональной сфере. Гендерный подход ориентирован на адаптацию образовательной системы в части содержания, методов и форм обучения и воспитания с учетом различия психофизиологических особенностей и социокультурных штампов мужского и женского гендера. В разрезе настоящей проблематики отчетливо выделяются два аспекта профессиональной адаптации девушек-курсанток: адаптация к процессу службы и адаптация к образовательному процессу в условиях вуза ФСО России. В качестве педагогической технологии, отвечающей возрастным и средовым условиям процесса профессиональной адаптации в образовательной среде военного вуза, в статье рассматривается технология педагогического сопровождения. Еще один аспект проблемы связан с учетом гендерных особенностей при проектировании и реализации образовательного процесса в части учебных дисциплин.
GENDER APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF THE FSS OF RUSSIA
This article is devoted to the problem of the implementation of the educational process of the higher educational institution of the FSS of Russia on the basis of a gender approach. The relevance of this issue is due to the growing number of women in the military and federal service of the countries of the world. The contradiction in this case is that military educational institutions of higher education have historically developed on the principles of masculinity, taking into account the complex of physical, mental and behavioral characteristics of men. Education in these institutions is organized in the same way as in civilian universities. However, in the implementation of the educational process, the regime, statutory relationships, increased attention to the physical and mental training of cadets are noted. As a result, the adaptation of students of military universities, of course, differs from this process of students of civilian universities. In modern science, this issue is considered in the mainstream of two competing approaches: sex-role and gender. The article argues that the gender-role approach can provoke gender asymmetry, including in the professional sphere. The gender approach is focused on the adaptation of the educational system in terms of content, methods and forms of training and education, taking into account the difference in psychophysiological characteristics and sociocultural stamps of male and female gender. In the context of this problem, two aspects of the professional adaptation of female cadets are clearly distinguished: adaptation to the service process and adaptation to the educational process in the conditions of a higher educational institution of the FSS of Russia. As a pedagogical technology that meets the age and environmental conditions of the process of professional adaptation in the educational environment of a military university, the article considers the technology of pedagogical support. Another aspect of the problem is related to taking into account gender characteristics in the design and implementation of the educational process in terms of academic disciplines.
Список литературы
-
Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии 1986. № 1. С. 95-101.
-
Батракова Л. Г., Краснова Г. Н. Гендерная занятость в вооруженных силах стран мира // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Т. 1. С. 81-85.
-
Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
-
Богословский М. М. Гендерный вопрос в российских Вооружённых силах // Независимое военное обозрение. 2010. №42(638). С. 8.
-
Браженская Н. Е. Гендерный аспект обучения курсантов вузов МВД России // Преподаватель ХХI век. 2016. № 3. С. 77-83.
-
Вольф Н. В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации. Ростов-на-Дону, 2000.
-
Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. // Классный руководитель. 2002. №3. С. 6-33.
-
Гейжан Н. Ф., Браженская Н. Е. Гендерное воспитание девушек в ведомственных вузах // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 193-199.
-
Емельяненко А. А., Петровская М. В. Проблемы гендерного подхода к организации образовательного процесса в военных вузах // Фундаментальные исследования. - 2012. № 11-3. С. 581-585.
-
Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003.
-
Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. №1. С. 36-46.
-
Коджаспирова Г. М. Гендерная педагогика кадетских образовательных учреждений. М.: Экон-Информ, 2008.
-
Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47-57.
-
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (с изм. от 22.05.1995) (Заключена 18.12.1979; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1980 года № 3565-Х). URL: http://base.garant.ru/2540229/.
-
Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин (Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.07.2019 г. № 512н). URL: https://rg.ru/2019/08/15/mintrud-prikaz512-site-dok.html.
-
Постовалова Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. С. 18-19.
-
Репина Т. А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 158-168.
-
Синельник М. В. Особенности социализации девушек-курсантов в сфере учебной деятельности в военном вузе // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. Челябинск: Образование, 2010. С. 205-209.
-
Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: диссертация.. кандидата психологических наук: 19.00.01. Санкт-Петербург, 1992.
-
Тапунов Ю. Н. Сформированность свойств личности курсанток вузов МВД России с учетом их будущей профессиональной деятельности // Общество и право. 2010. № 5. С. 236-240.
-
Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Принят резолюцией 54/4 Генеральной Ассамблеи от 6 октября 1999 года; ратифицирован Федеральным законом РФ от 19 июня 2004 года № 52-ФЗ). URL: http://docs.cntd.ru/document/901778186.
-
Хрисанов В. А., Михайликов В. Л., Свиридов С. В. Гендерные особенности учебно-воспитательного процесса в Белгородском юридическом институте МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 2. С. 16-22.
-
Чекалина А. А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: «Ось - 89», 2006. 240 с.
-
Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008.
-
Baer J. Gender differences in the effects of extrinsic motivation on creativity // The Journal of Creative Behavior. 1998. 32. 18-37.
-
Halpern D. F. Sex Differences in Cognitive Abilities. New Jersey, London. 2000. 420 p.
-
Hyde J. S., Fennema E. & Lamon S. J. Gender differences in mathematics performance: a meta-analysis // Psychological Bulletin. 1990. 107. 139-155.
-
Muzzatti B. & Agnoli F. Gender and mathematics: attitudes and stereotype threat susceptibility in Italian children // Developmental Psychology. 2007. 43. 747-759.
-
Voyer D., Voyer S. & Bryden M. P. Magnitude of sex differences in spatial abilities: a metaanalysis and consideration of critical variables // Psychological Bulletin. 1995. 117. 250-270.
-
Vuoksimaa E., Kaprio J., Kremen W. S., Hokkanen L., Viken R. J., Tuulio-Henriksson A. & Rose R. J. Having a male co-twin masculinizes mental rotation performance in females // Psychological Science. 2010. 21. 1069-1071.