Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (19) (2020)
УДК 377; 378
DOI 10.24888/2500-1957-2020-3-25-35
СТРАТЕГЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В данной работе рассматриваются вопросы использования методов динамической вариативности при проектировании дополнительных профессиональных программ (ДПП) в вузе, осуществляющем целевую подготовку специалистов. Процесс проектирования представлен как последовательность действий по пошаговому глубокому изучению ситуаций и позиций всех субъектов, заинтересованных в результатах. Цель статьи - на основе анализа проблем современного производства предложить конкретные рекомендации по теории и практике проектирования ДПП в условиях непрерывного изменения производственных заданий. Результаты анкетирования сотрудников предприятий выявили организационные и образовательные проблемы повышения качества целевой подготовки специалистов, и намечены пути их разрешения. Для выработки рекомендаций применялись методы экспертных оценок и вероятностные методы. Авторами установлено, что обеспечение качества целевой подготовки в вузе достигается за счет разработки ДПП на основе: разбиения процесса проектирования на определенные этапы; использования разноуровневой методологической структуры проектирования; принципа динамической вариативности проектирования; итерационного алгоритма последовательного привлечения экспертов и байесовского подхода для переоценки результатов экспертизы с целью выработки обоснованного оптимального решения. Разработка образовательных программ должна соответствовать запросам динамично развивающейся экономики, воплощая идеи интеграции науки, образования и производства. Практическая значимость проведенного исследования состоит в обеспечении возможности использования предлагаемой методики разработки ДПП целевого обучения специалистов для наукоемких производств военно-промышленного комплекса, функционирующих в режиме их постоянного обновления. Предложенные рекомендации будут способствовать формированию профессиональных компетенций у профессорско-преподавательского состава и образовательных компетенций у обучающихся и могут быть полезны как для специалистов в области образования, так и для работников промышленных предприятий. Развитием проведенных исследований может стать разработка системы автоматизации процесса проектирования на основе использования новых информационных технологий.
STRATEGIES DESIGN TARGET TRAINING PROGRAMS AT A MODERN UNIVERSITY
The article deals with the use of dynamic variability methods in the design of additional professional programs (APP) at a university that provides specialists’ target training. The design process is presented as a sequence of actions for step-by-step in-depth study of situations and positions of all subjects interested in the results. The purpose of the article is to offer specific recommendations on the theory and practice of APP design in the conditions of continuous change of production tasks based on the analysis of modern production problems. Materials and methods. The results of the enterprises employees’ survey revealed organizational and educational problems of improving the specialists’ target training quality and outlined ways to resolve them. Expert assessment methods and probabilistic methods were used to make recommendations. Results. The authors found that ensuring the target training quality in higher education is achieved by developing a APP based on: splitting the design process into certain stages; using a multi-level methodological design structure; the principle of dynamic design variability; an iterative algorithm for consistently attracting experts and a Bayesian approach to re-evaluate the results of expertise in order to develop a reasonable optimal solution. Discussions and Сonclusions. The development of educational programs should meet the needs of a dynamically developing economy, embodying the idea of integrating science, education and production. The practical significance of the research is to ensure the possibility of using the proposed methodology for developing APP specialists’ target training for high-tech industries of the military-industrial complex, operating in the mode of their constant updating. The proposed recommendations will contribute to the formation of educational competencies in the teaching staff and industrial competencies in students and can be useful both for specialists in educational field and for employees of industrial enterprises. The development of a system for automating the design process based on the use of new information technologies can become the development of the research.
Список литературы
-
Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66-91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91.
-
Блохин В.А., Козлов А.И., Муромцев Д.Ю., Орлова Л.П. Динамическая вариантность (альтернативность) при управлении проектами // Вестник ТГТУ. 2003. Т. 9. № 3. С. 390 - 405.
-
Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики// Вопросы образования. 2008. №1 С. 32-64.
-
Дорохова Т.Ю., Пучков Н.П. Байесовский подход к проблемам определения приоритетности педагогических проектов// Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2019. № 3 (15). С. 30-35.
-
Дорохова Т.Ю. Региональная система целевой подготовки специалистов для ОПК// Право и образование. 2019. № 6. С. 53-58.
-
Пучков Н.П., Дорохова Т.Ю. Проектирование системы концентрированной практико-ориентированной подготовки специалистов для высокотехнологичных производств //Alma mater. 2018. № 2. С. 52-57.