Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (19) (2020)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2020-3-42-48
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Жизнь в современном мире характеризуется высокой скоростью, обилием событий и изменений, влекущих за собой состояния неустойчивости и нестабильности, непонимания себя, своего отношения к событиям и переменам. Обрушивающийся на человека ежедневный поток всевозможной информации, уже настолько велик, что его конструктивное восприятие и анализ в сложившейся обстановке становится затруднительным. В этой связи важно, уже в школьные годы (в частности, на старшей ступени обучения) формировать у учащихся «объективное» мировоззрение, призванное помогать в обосновании причинно-следственных связей событий и явлений с опорой на систему точных общезначимых научных знаний о мире, человеке и методах познания. Наиболее полный и систематизированный набор знаний об окружающей действительности позволяет сформировать у учеников целостные представления о мире, его установках и особенностях, определить структуру научной картины мира, расширить кругозор, развить творческие навыки. Математическое образование привносит специфический вклад в развитие мышления, мировоззрения учащихся за счет ярко выраженной практичности математических знаний, умений и навыков, способностей действовать в условиях неопределенности и неоднозначности. Формируя стохастическое мировоззрение старшеклассников, удастся приблизить их к реальной действительности с её проблемами и парадоксами, оценить глобальность и универсальность стохастики как одного из разделов математики, имеющего практический выход в любой науке. Специфика стохастики сводится к процедуре понимания, пронизывающей все акты мышления путем восприятия и познания окружающего мира в системе сложных взаимосвязей, постижения и применения системообразующих отношений, инвариантных под воздействием процессов реальности. Наличие элементов стохастики в образовательной системе является важным условием повышения интеллектуальных способностей учащихся.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE STOCHASTIC WORLDVIEW OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Life in today's world is characterized by high speed, abundance of events and changes that entail states of instability and instability, misunderstanding of oneself, one's attitude towards events and changes. The daily flow of all kinds of information is already so great that its constructive perception and analysis in this environment becomes difficult. In this regard, it is important, already in school years (in particular, at the senior level of education) to form an "objective" worldview of students, designed to help justify the cause-and-effect relationship of events and phenomena, based on a system of accurate common scientific knowledge about the world, man and methods of knowledge. The most complete and systematized set of knowledge about the surrounding reality allows students to form a holistic view of the world, its attitudes and features, determine the structure of the scientific picture of the world, expand their horizons, develop creative skills. Mathematical education brings a specific contribution to the development of thinking and worldview of students through the pronounced practicality of mathematical knowledge, skills and abilities, the ability to act in the conditions of uncertainty and ambiguity. Forming stochastic worldview of high school students, it will be possible to bring them closer to the real reality with its problems and paradoxes, to evaluate the globality and universality of stochastics as one of the sections of mathematics, which has a practical output in any science. The specificity of stochastics is reduced to the procedure of understanding, which permeates all acts of thinking by perception and cognition of the surrounding world in the system of complex interconnections, comprehension and application of system-forming relations invariant under the influence of processes of reality. The presence of stochastic elements in the educational system is an important condition for increasing the intellectual abilities of students
Список литературы
-
Андреева Н. Д. Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике. Санкт-Петербург: Свое изд-во, 2013.
-
Пожарская А. В. Формирование эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2017.
-
Слободчиков В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ПСТГУ, 2013.
-
Стюарт Я. Современный транзактный анализ. СПб.: Социально-Психологический Центр, 1996.
-
Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999.
-
Щербатых С. В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы: автореф. дис. …. докт. пед. наук. Москва, 2012.