Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (19) (2020)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2500-1957-2020-3-48-61
ИНТЕЛЛЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящей статье исследуются проблемы организации исследовательской деятельности обучаемых в процессе адаптации современных достижений в науке к школьной математике средствами компьютерного и математического моделирования посредством интеллектного управления. Исследование касается применения нейронных сетей для решения задач моделирования обобщенных конструкций сложного знания с целью освоения школьниками современного раздела математики. Разработана технология организации исследовательской деятельности на основе использования гибридных интеллектуальных систем в ходе адаптации современных достижений науки на базе математического моделирования и компьютерного дизайна с проявлением эффектов самоорганизации личности. В ходе освоения сложного понятия через историогенез и спектр его приложений выстроены технологические конструкты кластеров фундирования компонентов обобщенной структуры в направлении построения индивидуальных образовательных траекторий школьников с использованием гибридных нейронных сетей. Выявлено содержание и этапы освоения обобщенных конструктов современного научного знания обучающимися в соответствии с их личностными предпочтениями. Реализовано множественное целеполагание и технология процессов освоения обобщенных конструктов сложного математического знания, разработаны средства коммуникации на основе интеграции математических, информационных, естественнонаучных и гуманитарных знаний и процедур.
INTELLECTUAL MANAGEMENT IN MATHEMATICAL MODELING OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES
This article examines the problems of organizing research activities of students in the process of adapting modern achievements in science to school mathematics by means of computer and mathematical modeling through intellectual management. The research concerns the use of neural networks for solving problems of modeling generalized constructions of complex knowledge in order to master the modern section of mathematics by schoolchildren. The technology of organizing research activities based on the use of hybrid intelligent systems in the course of adapting modern scientific achievements based on mathematical modeling and computer design with the manifestation of the effects of self-organization of the individual. In the course of mastering a complex concept through historiogenesis and the range of its applications, technological constructs of clusters of funding components of the generalized structure were built in the direction of building individual educational trajectories of schoolchildren using hybrid neural networks. The content and stages of development of generalized constructs of modern scientific knowledge by students in accordance with their personal preferences are revealed. Multiple goal-setting and technology of processes of mastering generalized constructs of complex mathematical knowledge are implemented, communication tools are developed based on the integration of mathematical, informational, natural science, and humanitarian knowledge and procedures.
Список литературы
-
Афанасьев В.В., Поваренков Ю.П., Смирнов Е.И., Шадриков В.Д. Подготовка учителя математики: инновационные подходы. М: Гардарики, 2002.
-
Богун В.В., Смирнов Е.И. Использование графического калькулятора в обучении математике. Материалы III Международных Колмогоровских чтений. Ярославль, 2005. С. 238-239.
-
Богун В.В., Смирнов Е.И. Использование графического калькулятора в обучении математике. Учебное пособие. Ярославль, 2008.
-
Богун В.В., Смирнов Е.И. Организация учебной деятельности студентов по математике с использованием малых средств информатизации // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4 (61). С. 82-87.
-
Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1962.
-
Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
-
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
-
Морен Э. Метод. Природа Природы. М., 200З.
-
Смирнов Е.И. Технология наглядно-модельного обучения математике: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997.
-
Смирнов Е.И. Фундирование в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. Ярославль: Канцлер, 2012.
-
Смирнов Е.И., Уваров А.Д., Смирнов Н.Е. Компьютерный дизайн нелинейного роста «площадей» нерегулярного цилиндра Шварца // Евразийское научное обозрение, 2017. Т.8. Вып.30. С.35-55.
-
Смирнов Е.И., Богун В.В., Уваров А.Д. Синергия математического образования: введение в анализ. Ярославль: Канцлер, 2016.
-
Смирнов Е.И. Наглядное моделирование нелинейной динамики проявления сущности математических понятий и процедур // Материалы XIV Международных Колмогоровских чтений, посвященных 100-летию профессора З.А. Скопеца. Коряжма, 2017. С.16-30.
-
Черниговская Т.В. Регистрация движений глаз в психолингвистических исследованиях. СПб: СПбГУ, 2019.
-
Dvoryatkina S.N., Melnikov R.A., Smirnov E.I. Technology of synergy manifestation in the research of solution’s stability of differential equations system // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6(4). 684-699.
-
Dvoryatkina S., Smirnov E., Lopukhin A. New opportunities of computer assessment of knowledge based on fractal modeling // Proceedings of the 3rd international conference on higher education advances, HEAd/17. Valensia, Universitat Politecnica de Valencia, 2017. 854-864.
-
Kytmanov A.A., Tikhomirov A.S., Tikhomirov S.A. Series of rational moduli components of stable rank two vector bundles on P3 // Selecta Mathematica. New Series. 2019. № 25(29).