Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (19) (2020)
УДК 37.014.3
DOI 10.24888/2500-1957-2020-3-61-74
ТРИ СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Формирующееся сегодня представление о цифровой трансформации общего образования (ЦТО) обсуждаются как естественная составная процессов развития системы общего образования. Это развитие разнонаправлено и может быть представлено несколькими группами конфликтующих сценариев. Выделено три группы таких сценариев и показано, что цифровые технологии используются в каждой группе, однако технологические решения при этом разнятся.
THREE SCENARIOS FOR THE GENERAL EDUCATION DEVELOPMENT AND DIGITAL TRANSFORMATION
The digital transformation is described as an integral part of the education system development that can rollouts according to three groups of different scenarios. The scenarios of each group are based on the widespread use of digital technologies; however, the technological solutions needed inside each of them are different. Some directions for further research to track the real development of the digital transformation of education and to provide a basis to manage this process are proposed.
Список литературы
-
Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
-
Булгакова Н. Сценарии с маневром. Эксперты предлагают разные пути развития образования. Март, 2017. URL: https://www.poisknews.ru/magazine/32723/
-
Дубовер Д.А. Школа полного дня в России на рубеже XX и XXI вв.: история, современность, перспективы // Северокавказский психологический вестник. Том 10, № 1, 2012. С. 20-23.
-
Каракозов С.Д., Сулейманов Р.С., Уваров А.Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды МПГУ // Наука и школа, 2014. №8.
-
Каспржак А.Г. Введение. Тенденции развития образования: придут ли новые учителя в школу? // Материалы V Международной научно-практической конференции Центра изучения образовательной политики. М.: Университетская книга, 2008. С. 7-12.
-
Любимов Л.Л. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и наставлений, но с ответами на вопросы: Что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? // Современная аналитика образования. 2020. № 2 (32).
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271). URL: http://base.garant.ru/6744437/#ixzz6KEGsN77b
-
Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае // Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект. II российско-китайская конференция исследователей образования. Москва, Россия, 26- 27 сентября 2019 г. / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; И.В. Дворецкая (отв. ред.); пер. с кит. Н.С. Кучмы.
-
Реморенко И. М. Что будет с образованием в России? Сценарии развития образовательной политики. 10 марта 2019. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/10/opinion/6533-chto_budet_s_obrazovaniem_v_rossii_stsenarii_razvitiya_obrazovatelnoy_politiki_igor_remorenko (дата обращения: 15.06.2020)
-
Серр М. Девочка с пальчик. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.
-
Уваров А.Ю. Результативный учебный процесс в меняющейся образовательной среде // Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении: материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 28-29 января 2016 г. С. 24-32.
-
Уваров А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. М.: Изд. НИУ ВШЭ 2020.
-
Уваров А.Ю., Водопьян Г.М. Распространение инновационных учебно-методических материалов. М.: Университетская книга, 2008. URL: http://lib.mexmat.ru/books/166771 (дата обращения: 15.06.2020)
-
Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании. М.: Просвещение, 2006.
-
Шу Г., Андерл Р., Гауземайер Ю., Хомпель М., Вальстер В. и др. Индекс зрелости Индустрии 4.0 - Управление цифровым преобразованием компаний (Acatech ИССЛЕДОВАНИЕ). Munich: Herbert Utz Verlag 2017. URL: https://www.acatech.de/wp-content/uploads/2018/03/acatech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB.pdf (дата обращения: 15.06.2020)
-
Barnum M. Summit learning declined to be studied then cited collaboration with Harvard researchers anyway // Chalkbeat, Jan 17, 2019. URL: https://www.chalkbeat.org/2019/1/17/21121005/summit-learning-declined-to-be-studied-then-cited-collaboration-with-harvard-researchers-anyway (дата обращения: 15.06.2020)
-
Education 2030: Incheon declaration and framework for action for the implementation of sustainable development. ED-2016/WS/28, UNESCO, 2016. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245656
-
Harper А. Summit learning expansion stutters amid big ambitions // Education Dive. Published Aug. 28, 2019. URL: https://www.educationdive.com/news/summit-learning-expansion-stutters-amid-big-ambitions/561785/(дата обращения: 15.06.2020)
-
Helbing D. What the digital revolution means to us // Science Business. 12 June 2014. URL: https://www.researchgate.net/publication/272245467_What_the_Digital_Revolution_Means_for_Us (дата обращения: 15.06.2020)
-
Kools M., Stoll L., George B., Steijn B., Bekkers V., Gouëdard P. The school as a learning organization: the concept and its measurement / J. Eur (ed.). 2020. №55. 24-42. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/ejed.12383(дата обращения: 15.06.2020)
-
Lee M., Broadie R. A taxonomy of school evolutionary changes. Broulee, Australia, 2016.
-
Mathewson T. This district says personalized learning boosted its graduation rate from 78 to 97 percent // Hechinger report, May 23, 2019. URL: https://hechingerreport.org/in-utah-personalizing-learning-by-focusing-on-relationships/ (дата обращения: 15.06.2020)
-
OECD (2001). What schools for the future? Schooling for tomorrow. P: OECD, 2001. URL: https://doi.org/10.1787/9789264195004-en (дата обращения: 15.06.2020)
-
OECD (2006). Schooling for tomorrow: think scenarios, rethink education. P.: OECD, 2006. URL: http://www.oecd.org/innovation/research/36702582.pdf
-
Pane J. Strategies for implementing personalized learning while evidence and resources are underdeveloped // Education Next, 10/02/2018. URL: https://www.educationnext.org/strategies-implementing-personalized-learning-while-evidence-resources-underdeveloped/
-
Personalized learning platforms. Eduvate RI, 2017. URL: http://eduvateri.org/projects/personalized/personalizedlearningplatforms/
-
Saussois J. Scenarios, international comparisons, and key variables for educational scenario analysis // think scenarios, rethink education. P.: OECD, 2006. Ch. 3. URL: https://www.oecd.org/site/schoolingfortomorrowknowledgebase/futuresthinking/trends/37811524.pdf (дата обращения: 15.06.2020)
-
Supel T. The fifth discipline: the art and practice of the learning organization. Doubleday Currency, 2006.
-
Thomson A.K. Personalized learning starts to change teaching methods // Financial Times, February 5, 2018. URL: https://www.ft.com/content/b622f752-e4ff-11e7-a685-5634466a6915 (дата обращения: 15.06.2020)
-
Westerman G., Bonnet D., McAfee A. The nine elements of digital transformation // MIT Sloan Management Review. Opinion & Analysis. January 07, 2014. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/the-nine-elements-of-digital-transformation/?social_token=d65abc6db70ba459408562abb8de32bc&utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_campaign=sm-direct (дата обращения: 15.06.2020)