Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (20) (2020)
УДК 37.025; 378
DOI 10.24888/2500-1957-2020-4-18-27
СЕМАНТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В ПРОЦЕССЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ
Актуальность исследования. Правильно сформулированная и осознанная цель является эффективным инструментом для достижения успеха в поисково- исследовательской деятельности. Исследовательские действия в поисковом процессе зависят от семантической установки, являющейся для исследователя смысловым ориентиром на каждом этапе исследования. Семантическая установка исследователя может корректироваться в процессе, и способствовать трансформации цели и выбору непредвиденных действий. В статье предпринята попытка стимулирования исследовательской деятельности студентов-педагогов посредством выделения в процессе целеполагания семантических установок, позволяющих ориентироваться в любой неожиданной ситуации и принимать оптимально верные решения в условиях многообразия выбора. Представлена роль семантической установки исследователя как в определении эффективности пошаговых действий, так и в достижении предполагаемых результатов на каждом этапе исследовательской деятельности. Цель исследования - выделение ключевых слов, описывающих смысл цель каждого этапа исследовательской деятельности, и оценка эффективности метода PARLA в стимулировании исследовательской деятельности педагогов-магистров. Методы исследования - методы беседы и опроса, метод семантического дифференциала для оценки восприятия ключевых слов, модель поведенческого интервью PARLA. Результаты исследования: выявлены и проанализированы ключевые слова, описывающие смысл или цель каждого этапа исследовательской деятельности (смысловые сдвиги основной цели), описана пошаговая методика стимулирования исследовательской деятельности студентов-педагогов методом PARLA. Практическая значимость: предлагаются новые подходы организации и стимулирования исследовательской деятельности педагогов-магистрантов.
SEMANTIC GUIDELINES IN THE PROCESS OF DEVELOPING THE RESULTS FRAMEWORK AT DIFFERENT STAGES OF RESEARCH ACTIVITIES OF MASTERS
Research relevance: Properly formulated and realized goal is an effective tool to achieve success in research activities. Investigative actions in the process of searching depend on semantic guidelines, which represent a reference point for the researcher at every stage of the activity. Semantic guidelines of the researcher can be corrected during the research process and lead to goal shifts and selection of unexpected actions. The article attempts to stimulate research activities among pedagogical master students through identification of semantic guidelines in the process of development of the results framework, which will allow to orientate the students in unexpected situations and help them make best decisions in a multi-choice environment. Role of the researcher’s semantic guidelines is described both in the process of identification of effectiveness of step-by-step activities, and in achievement of the projected results at every stage of research. Research purpose: identification of key words describing the meaning or goals at each stage of research and evaluation of the effectiveness of PARLA method in stimulating research activities among pedagogical master students. Research methodology: methods of conversation and survey, semantic differentiation for evaluating perception of the key words, PARLA method for behavioral interview. Research results: key words describing the meaning or goals at each stage of research (semantic shift of the main goal) are identified and analyzed, step-by-step methodology of research stimulation among pedagogical master students using PARLA method is described. Practical significance: new approaches are proposed for organization and stimulation of research activities among pedagogical master students.
Список литературы
-
Дворяткина С. Н., Щербатых С. В. Роль системы дополнительного профессионального образования в формировании нового стиля мышления современного специалиста (на примере подготовки учителя математики) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 3 (47). С.76-88.
-
Дворяткина С. Н., Щербатых С. В. Концептуальные положения фрактального развития вероятностного стиля мышления в обучении математике и инструменты их реализации // Перспективы науки и образования. 2020. №2 (44). С. 195-209.
-
Добрин А. В., Лопухин А. М. Содержательные характеристики вероятностного стиля мышления: теоретические основы исследования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. №2 (46). С.32-48.
-
Кожевникова О. В., Вьюжанина С. А Психосемантика. Метод семантического дифференциала. Ижевск: Издательский центр "Удмуртский университет", 2016.
-
Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013.
-
Осгуд Ч. Метод семантического дифференциала в сравнительном исследовании культур // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2012. № 34. C. 172-201.
-
Павлов С. В. Очерк о практической педагогике будущего // Концепт. 2012. № 8. С.24-32.
-
Савенков А. И. Психодидактика. М.: Национальный книжный центр, 2012.
-
Смирнов Е. И. Секованов В. С., Миронкин Д. П. Многоэтапные математико-информационные задачи как средство развития креативности учащихся профильных математических классов // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 124-129.
-
Сувалов О. С., Сувалова Т. В. Исследование оценочных методик персонала при найме// Вестник университета. 2020. № 9. С. 15-20.
-
Dvoryatkina, S. N., Karapetyan, S. V., Dallakyan, A. M., Rozanova, S. A., Smirnov, E. I. (2019). Synergetic effects manifestation by founding complexes deployment of mathematical tasks on the chessboard. Problems of Education in the 21stCentury. 77, No. 1. 8-21.
-
Merz, T. (1997). Krisis der Bildung. Zur Postmoderne-Rezeption in der bildungs theoretischen Diskussion. Essen: Verlag die Blaue Eule.
-
Osgood, Charles E., Suci, George J., Percy H. Tannenbaum, Percy H. (1957). The Measurement of Meaning. Urbana, Illinois: University of Illinois Press, 1957.
-
Trippas, D., Handley, S. J., Verde, M. F., & Morsanyi, K. (2016). Logic brightens my day: Evidence for implicit sensitivity to logical validity. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 42(9). 1448-1457.