Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (20) (2020)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2020-4-40-45
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье приводится краткий обзор результатов тестирования российских школьников в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Рассматривается понятие математической грамотности как один из компонентов функциональной грамотности. Рассматриваются структурные компоненты математической грамотности: умение работать с математическим текстом, обладать грамотной математической речью, способностью аргументированно рассуждать и логически выстраивать рассуждения; умение переводить на математический язык описание объектов и процессов; умение использовать графические представления; умение разрабатывать стратегию поиска решения задачи, решать математическую задачу и интерпретировать результат. В статье приведены конкретные задачи, решение которых направлено на повышение математической грамотности обучающихся. На основе приведенного анализа предложен один из путей повышения математической грамотности школьников - планомерное введение в школьное обучение новых, гибких междисциплинарных элективных курсов.
STUDENT'S MATHEMATICAL LITERACY AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY
The article provides a brief overview of the results of testing Russian schoolchildren in the international study of the quality of mathematical and natural science education (TIMSS) and in the international program for evaluating student educational achievements (PISA). The concept of mathematical literacy is considered as one of the components of functional literacy. The structural components of mathematical literacy are considered: the ability to work with a mathematical text, to have a competent mathematical speech, the ability to reason and logically build reasoning; ability to translate descriptions of objects and processes into mathematical language; ability to use graphical representations; ability to develop a strategy for finding a solution to a problem, solve a mathematical problem, and interpret the result. The article presents specific tasks, the solution of which is aimed at improving the mathematical literacy of students. Based on this analysis, we propose one of the ways to improve the mathematical literacy of students - the systematic introduction of new, flexible interdisciplinary elective courses in school education.
Список литературы
-
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000 (дата обращения: 16.09.2020).
-
Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. М.: Баланс, 2003.
-
Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. №10. С. 48-55.
-
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 16.09.2020).
-
Boesen, J., Lithner, J., Palm, T. (2018). Assessing mathematical competencies: an analysis of Swedish national mathematics tests. Scandinavian Journal of Educational Research, 62 (1), 109-124.
-
Jablonka, Е. (2003). Mathematical Literacy [Электронный ресурс]. Second International Handbook of Mathematics Education, 75-102. URL: https://www.researchgate.net/publication/226813336_Mathematical_Literacy (дата обращения: 16.09.2020).
-
PISA 2018. Draft Analytical Framework [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf (дата обращения: 16.09.2020).