Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»

Аннотации статей.

Аниськова Татьяна Анатольевна. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОК К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Данная статья посвящена гендерным проблемам адаптации курсантов женского пола, которые имеют ярко выраженный характер в ведомственных образовательных организациях. Актуальность этой проблематики обусловлена увеличением числа женщин в сфере военной и федеральной службы стран мира. Цель исследования представляет собой выявление закономерностей адаптации девушек-курсанток к образовательному процессу в ведомственной образовательной организации. В качестве экспериментальной базы исследования рассматривается Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (г. Орел). В данном исследовании в качестве респондентов приняли участие 132 курсанта мужского пола и 119 курсантов женского пола, проходящих обучение на 1 курсе. Временной интервал проведения исследования берётся с 2016 года по 2020 год. Констатирующий эксперимент является ключевым методом исследования. В проводимом исследовании удалось установить взаимосвязь между успеваемостью, соблюдением и принятием социально-бытовых норм, а также уровнем тревожности обучающихся в ведомственной образовательной организации. Адаптацию к процессу образования в ведомственном вузе можно рассмотреть, как возможность сохранить академическую успеваемость курсантов при условии уменьшения тревожности, а также принятии социально-бытовых норм. Протекание процесса адаптации к образовательным условиям ведомственного вуза у курсантов-юношей и курсантов-девушек отличается от протекания этих же процессов по каждому отдельно взятому обучающемуся. У юношей-курсантов данный процесс проходит в реактивной форме, в отличии от более длительного и последовательного у девушек-курсанток. Удалось выявить следующие стратегии адаптации курсантов-девушек к образовательному процессу: последовательная положительная, реактивная положительная и последовательная отрицательная стратегии. Результаты полученного исследования могут быть использованы при проектировании и планировании образовательного процесса и процесса воспитания в ведомственных образовательных организациях.
This article is devoted to gender problems of adaptation of female cadets, which have a pronounced character in departmental educational organizations. The relevance of this issue is due to the increase in the number of women in the military and federal service of the countries of the world. The purpose of the study is to identify the patterns of adaptation of female cadets to the educational process in a departmental educational organization. The Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation (Orel) is considered as an experimental base for the study. In this study, 132 male cadets and 119 female cadets enrolled in the 1st year of study took part as respondents. The time interval for the study is taken from 2016 to 2020. The ascertaining experiment is a key research method. In the study, it was possible to establish the relationship between academic performance, adherence to and acceptance of social norms, as well as the level of anxiety of students in a departmental educational organization. Adaptation to the educational process in a departmental university can be considered as an opportunity to preserve the academic performance of cadets, provided that anxiety is reduced, as well as social norms are adopted. The course of the process of adaptation to the educational conditions of a departmental university among male and female cadets differs from the course of the same processes for each individual student. For male cadets, this process takes place in a reactive form, in contrast to the longer and more consistent one for female cadets. It was possible to identify the following strategies for adapting female cadets to the educational process: consistent positive, reactive positive and consistent negative strategies. The results of the research obtained can be used in the design and planning of the educational process and the process of upbringing in departmental educational organizations.

Дорохова Татьяна Юрьевна, Пучков Николай Петрович. ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

В данной статье рассматриваются проблемы целевой подготовки специалистов в техническом вузе. Показано, что региональная система целевой подготовки не может целиком опираться на образовательные программы, полученные в результате лишь корректировки основных образовательных программ; требуется разработка специализированных программ формирования дополнительных как профессиональных, так и информационно-математических компетенций как гаранта обеспечения требуемого качества образования. Индикаторами достижения качества являются умения использовать математические методы для моделирования инновационных процессов и обработки расчетных и экспериментальных данных с целью их оптимизации. Продемонстрировано, что формирование у выпускников информационно-математических компетенций выступает основой для формирования специализированных профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций сотрудников предприятий-заказчиков.
This article discusses the problems of targeted training of specialists in a technical university. It is shown that the regional system of targeted training cannot rely on educational programs obtained as a result of only adjusting the main educational programs; it requires the development of specialized programs for the formation of additional professional and information-mathematical competencies as a guarantor of ensuring the required quality of education. Indicators of achievement, which are the ability to use mathematical methods for modeling innovative processes and processing computational and experimental data in order to optimize them; it is demonstrated that the formation of graduates of information and mathematical competencies is the basis for the formation of specialized professional competencies necessary to perform the professional functions of customer enterprises.

Лаухин Виктор Владимирович. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ИНЖЕНЕРОВ, ТЕХНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье затрагиваются проблемы оторванности математического образования студентов, обучающихся на технических специальностях в системе среднего профессионального образования, от их будущей профессиональной деятельности. Для уменьшения этого разрыва предлагается применять профессионально-прикладную направленность обучения математике. Инженеры, техники по компьютерным сетям, обучающиеся в системе СПО изучают междисциплинарный курс "Математический аппарат для построения компьютерных сетей", на примере которого мы предлагаем реализовывать профессионально-прикладную направленность обучения из-за его обширной связи с математикой и глубокой интеграцией с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Одним из основных средств реализации профессионально-прикладной направленности обучения являются математические задачи. В статье приводится разделение задач на различные классы: чисто математические, иллюстративно-прикладные, функционально-прикладные и профессионально-прикладные. Приводятся требования, которым должны соответствовать профессионально-прикладные задачи, а также сделан акцент на их малой распространенности среди учебных и методических материалов.
The article deals with the problems of separation of mathematical education of students studying in technical specialties in the system of secondary vocational education from their future professional activities. To reduce this gap, it is proposed to apply a professionally-applied orientation of teaching mathematics. Engineers, computer network technicians, students in the system of SVE study the interdisciplinary course "Mathematical apparatus for building computer networks", on the example of which we propose to implement the professionally-applied orientation of teaching due to its extensive connection with mathematics and deep integration with the future professional activities of students. One of the main means of implementing the professionally-applied orientation of teaching is mathematical tasks. The article describes the division of tasks into different classes: purely mathematical, illustrative-applied, functionally-applied and professionally-applied. The requirements that professionally-applied tasks should meet are given, and the emphasis is placed on their low prevalence among educational and methodological materials.

Мишина Светлана Викторовна. ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Статья посвящена решению значимой научной задачи, связанной с выявлением эффективных педагогических условий организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в вузе. В ней рассматриваются три варианта организации образовательного процесса в вузе: традиционная очная и заочная форма обучения, очно-заочная форма обучения с частичным использованием дистанционных образовательных технологий, полностью дистанционное обучение. Педагогические условия сгруппированны в 4 кластера: содержание обучения, время обучения, методика обучения, контроль обучения. В качестве критериев, позволяющих сравнить эффективность тех или иных педагогических условий при реализации образовательного процесса в традиционной и дистанционной форме, в исследовании рассматриваются мотивация учения, обученность, обучаемость, прочность результатов обучения (остаточные знания). Для определения статистической значимости результатов исследования используется T-критерий Стьюдента. Эксперимент проводился на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в период 2018-2020 годов. В нем приняли участие 3567 студентов и 268 преподавателей. В результате исследования выявлены педагогические условия, эффективность которых определяется общепедагогическими механизмами, а также педагогические, эффективные только для дистанционного образования.
The article is devoted to solving a significant scientific problem related to the identification of effective pedagogical conditions for organizing the educational process using distance educational technologies at a university. It examines three options for organizing the educational process at a university: traditional full-time and part-time education, part-time education with partial use of distance educational technologies, completely distance learning. Pedagogical conditions are grouped into 4 clusters: training content, training time, training methodology, training control. The study examines motivation for learning, learning, learning, and the strength of learning outcomes (residual knowledge) as criteria that make it possible to compare the effectiveness of certain pedagogical conditions in the implementation of the educational process in the traditional and remote form. To determine the statistical significance of the research results, the Student's t-test is used. The experiment was carried out on the basis of the Yeletsk State University. I.A. Bunin in the period 2018-2020. It was attended by 3567 students and 268 teachers. The study revealed pedagogical conditions, the effectiveness of which is determined by general pedagogical mechanisms, as well as pedagogical, effective only for distance education.

Полякова Анна Юрьевна. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «БЛОКЧЕЙН» В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ

Предмет исследования. Данная статья содержит описание возможных сценариев применения технологии «Блокчейн» в обучении школьников одной из линий школьного курса математики - вероятностно-статистической. Проблему внедрения технологии «Блокчейн» в учебный процесс предлагается решить на двух уровнях. Во-первых, с помощью непосредственного применения этой технологии при изучении дисциплины. Во-вторых, с помощью добавления в учебный план «Элементов стохастики» раздела, посвященного технологии «Блокчейн». Методы исследования. Основным методом исследования при написании статьи стал анализ литературных источников по данной тематике. Основные результаты. Предложены два сценария применения технологии «Блокчейн» на уроках математики в общеобразовательной школе (при прохождении статистики, комбинаторики и теории вероятностей). Применение «Блокчейн» на уроках стохастики предполагает участие школьников в онлайн-курсе, в рамках которого обучающиеся отслеживают свою успеваемость. В статье подробно описан данный процесс, начинающийся с предварительной регистрации пользователей (учителя и школьников) и получением приватного и публичного ключей для работы в системе и заканчивающийся внесением данных в «Журнал успеваемости» и оцениванием результата учебного процесса. Кроме того, рекомендовано в перспективе внедрить в программу изучения курса стохастики раздел «Введение в технологию «Блокчейн»», основополагающие характеристики которого приводятся в основном тексте статьи. Также в статье выявлены реальные перспективы, показывающие преимущества технологии «Блокчейн» при использовании на практике. Практическая значимость. Технология «Блокчейн» на практике позволяет автоматизировать процессы ведения документации, проводить быстрый анализ успеваемости конкретного учащегося, повышать конкурентоспособность образовательного учреждения. Материалы статьи могут быть полезны учителям, методистам, студентам педагогических направлений.
Subject of study. This article contains a description of possible scenarios for the application of the «Blockchain» technology in teaching schoolchildren of one of the lines of the school mathematics course - probabilistic and statistical. It is proposed to solve the problem of introducing the «Blockchain» technology into the educational process at two levels. First, through the direct application of this technology in the study of the discipline. Secondly, by adding to the curriculum "Elements of Stochastics" a section devoted to «Blockchain» technology. Research methods. The main research method when writing an article was the analysis of literary sources on this topic. Main results. Two scenarios are proposed for the application of the «Blockchain» technology in mathematics lessons in a secondary school (when passing statistics, combinatorics and probability theory). The use of «Blockchain» in stochastic lessons involves the participation of schoolchildren in an online course in which students track their progress. The article describes in detail this process, starting with the preliminary registration of users (teachers and schoolchildren) and obtaining private and public keys for working in the system and ending with entering data into the «Gradebook» and evaluating the result of the educational process. In addition, it is recommended in the future to introduce into the curriculum for studying the course of stochastics the section «Introduction to the Blockchain technology», the basic characteristics of which are given in the main text of the article. Also, the article reveals real prospects showing the advantages of the «Blockchain» technology when used in practice. Practical significance. So, in practice, the «Blockchain» technology allows you to automate the documentation processes, conduct a quick analysis of the progress of a particular student, and increase the competitiveness of an educational institution. The materials of the article can be useful for teachers, methodologists, students of pedagogical directions.

Сафронова Татьяна Михайловна. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ, ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Финансовая грамотность и финансовая дееспособность представляют собой жизненно важные характеристики человека в современном постоянно усложняющемся мире, а потому проблема их формирования остается актуальной как на мировом и национальном, так и на региональном и локальном уровнях, и на сегодняшний день. Интерес исследователей разных областей науки к проблеме повышения финансовой грамотности и развития финансовой дееспособности населения в целом и молодежи в частности демонстрирует стабильный рост. В статье дан обзор основных методов, подходов и результатов проведенного исследования проблемы формирования финансовой грамотности и финансовой дееспособности обучающихся в рамках школьного математического образования. Значимыми результатами исследования являются разработанные и теоретически, методологически, технологически обоснованные педагогическая концепция и концептуальная модель дидактической системы обучения математике, обеспечивающие формирование финансовой грамотности и финансовой дееспособности в процессе обучения предмету. Теоретико-методологической основой для них выступает интеграция нескольких научных подходов, как-то: системно-деятельностного, компетентностного, синергетического, имитационного, контекстного, социокультурного. Концепция базируется на системе принципов развивающего обучения, доступности, систематичности и скоординированности, мотивированности к познанию, связи обучения с жизнью, сочетания форм, методов и средств обучения. Сочетание перечисленных научных подходов и принципов придает образовательному процессу новое качество обучения, позволяя реализовывать целостность социокультурных, ценностных и мотивационных конструктов. Полученные результаты обладают научной и общественно-практической значимостью для развития отечественного образования и могут быть внедрены в систему среднего общего, высшего и дополнительного образования.
Financial literacy and financial capability are key characteristics of a person in a modern increasingly sophisticating world, and the problem of their formation remains burning nowadays not only at the global and nationwide but also at the regional and local levels. The interest of researchers from different fields of science to the problem of improving financial literacy and developing financial capability of public in general and young people in particular is growing steadily. The article contains an overview of key methods and approaches used and the main results of the conducted research of the problem of schoolchildren’s financial literacy and financial capability formation in the course of mathematics. Significant results of the research are the developed and theoretically, methodologically and technically justified pedagogic conception and conceptual model of the didactic system of the formation of financial literacy and financial capability of schoolchildren in the course of mathematics. These pedagogic conception and conceptual model are based on integrated methodological approaches (system-activity, competence-based, synergetic, simulation, contextual, social and cultural), has its own goal, objectives, means for achieving them, predicted outcome of the research and on interrelated scientific principles (developing education, accessibility, systematics and coordination, motivation for cognition, the relationship of education with life, combination of forms, methods and means of education), unified as a single system. The combination of the listed scientific approaches and principles creates a conceptually new educational quality, making it possible to implement the integrity of social and cultural, value-based and motivational constructs. The results obtained have scientific, social and practical significance for the development of national education and can be introduced into the system of secondary general, higher and additional education.

Трунтаева Татьяна Ивановна, Антипова Дарья Валерьевна. ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-СКИХ ПРОЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Организация исследовательской деятельности школьников является одним из эффективных способов их интеллектуального развития и создания условий для глубокого понимания и прочного усвоения знаний. Результаты исследований содержательных, методических и организационных аспектов включения в учебный процесс по математике в средней общеобразовательной школе выполнения школьниками деятельности исследовательского характера представлены в современных трудах в области математического образования. Формирование у школьников навыков исследовательской деятельности в обучении математике осуществляется с помощью специально разработанных задач, в частности, практико-ориентированных задач, исследовательских задач, с применением методических приемов или в реализации педагогических технологий, результативность использования которых в обучении школьников поисково-исследовательской деятельности изучается в научных трудах в области математического образования. Исследовательская работа школьников также может быть организована в рамках подготовки исследовательского проекта, в основе которого лежит та или иная задача. В статье приводятся примеры практико-ориентированных задач для школьников, решение которых предполагает осуществление поисково-исследовательской деятельности в области математики, и которые могут составить основу содержания исследовательского проекта по математике учащегося средней общеобразовательной школы. Представленные в статье сюжетные задачи могут применяться в практике работы учителя математики с целью формирования у школьников приемов поисково-исследовательской деятельности: выделение математического содержания в тексте, то есть величин и связей между ними, упорядочивание и схематизация данных, установление аналогий, сравнение, обобщение, формулировка математической задачи на каждом этапе решения основной задачи и др. Эти задачи также можно отнести к практико-ориентированным задачам, которые можно выстраивать в цепочки исследовательских заданий.
The organization of the research activities of schoolchildren is one of the most effective ways of their intellectual development and the creation of conditions for deep understanding and strong assimilation of knowledge. The results of research on the substantive, teaching and organizational aspects of including in the educational process in mathematics at secondary schools of the performance of research activities by schoolchildren are presented in modern works in the field of mathematical education. The formation of research skills of schoolchildren in teaching mathematics is carried out with the help of specially designed tasks, in particular, practice-oriented tasks, research tasks, using teaching techniques or in the implementation of pedagogical technologies, the effectiveness of which in teaching schoolchildren of research activities are studied in scientific works in the field of mathematical education. The research work of schoolchildren can also be organized as part of the preparation of a research project, which is based on any problem. The paper provides examples of practice-oriented tasks for schoolchildren, the solution of which involves the implementation of research activities in the field of mathematics, and which can form the basis of the content of a research projects on mathematics of schoolchildren. The plot tasks are presented in the paper can be used in the practice of a mathematics teacher in order to form schoolchildren's methods of search and research activities: highlighting the mathematical content in the text, that is, values and relationships between them, ordering and schematizing data, establishing analogies, comparing, generalizing, formulating mathematical problem at each stage of solving the main problem, etc. Also, these tasks can be attributed to practice-oriented tasks that can be built into chains of research tasks.

Дворяткина Светлана Николаевна, Головин Дмитрий Александрович. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ПРОИЗВОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕКУРЕНТНОЙ НЕЙРОННОЙ СЕТИ

Вопросы прогнозирования динамики цен на бирже и внебиржевом рынке всегда было сложной задачей для многих исследователей и аналитиков. Успешное инвестирование во многом определяется знанием будущей ситуации на финансовом рынке. В статье рассматривается возможность прогнозирования стоимости производных финансовых инструментов при помощи глубокого обучения нейронных сетей, реализованных посредством языка программирования Python. В качестве архитектуры нейронных сетей была выбрана рекуррентная сеть с ячейкой долговременной краткосрочной памяти LSTM, являющейся одной из самых мощных моделей прогноза. LSTM представляет собой ячейку памяти, вычислительную единицу, которая заменяет традиционные искусственные нейроны в скрытом слое сети. Способность эффективно связывать память и вводить удаленные данные с помощью этих ячеек памяти сети обеспечивает динамическое понимание структуры данных с течением времени. Полученные в результате компьютерных экспериментов оценки точности прогноза на стоимостные показатели производного финансового инструмента показали высокую эффективность построенной модели нейронной сети.
Predicting the dynamics of prices on the stock exchange and the OTC market has always been a difficult task for many researchers and analysts. Successful investment is largely determined by the knowledge of the future situation in the financial market. The article considers the possibility of predicting the value of derivative financial instruments using deep learning of neural networks implemented applying the Python programming language. A recurrent network with a long short-term memory cell (LSTM), which is one of the most powerful prediction models, was chosen as the neural network architecture. The LSTM is a memory cell, a computational unit that replaces traditional artificial neurons in the hidden layer of the network. The ability to link memory efficiently and enter remote data using these network memory cells provides a dynamic understanding of the data structure over time. The estimates of the accuracy of the forecast for the value indicators of a derivative financial instrument obtained as a result of computer experiments showed the high efficiency of the constructed neural network model.

Зарубин Александр Николаевич, Чаплыгина Елена Викторовна. ЗАДАЧА ДИРИХЛЕ С ПОСЛЕДЕЙСТВИЕМ И ПРЕДДЕЙСТВИЕМ

Статья посвящена исследованию нелокальной задача Дирихле для обобщенного уравнения Лапласа с некарлемановскими сдвигами в старших производных. Наличие сдвигов, отображающих точки границы внутрь области, приводит к появлению решений, гладкость которых может нарушаться внутри области.
The article is devoted to the study of the nonlocal Dirichlet problem for the generalized Laplace equation with non-Carleman shifts in the highest derivatives. The presence of shifts mapping the points of the boundary to the interior of the region leads to the appearance of solutions, the smoothness of which may be violated inside the region.

Корниенко Дмитрий Васильевич. НАСТРОЙКА СИСТЕМЫ 1С:ERP ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Работодатель не всегда имеет возможность лично вручить сотруднику расчетный лист по его заработной плате, особенно если сотрудник работает в удаленном режиме. Эксперты Роструда считают, что расчетные листки совсем не обязательно должны быть распечатаны на бумаге. Оповестить работника о сумме заработка и его составных частях можно и по электронным каналам связи. Основное требование к электронному документу - чтобы в нем содержалась вся необходимая информация. Одним из способов оповещения является автоматическая рассылка отчетов о заработной плате сотрудников посредством типовой конфигурации 1С:ERP Управление предприятием. Программа предоставляет возможность автоматически рассылать сотрудникам расчетные листки, но возникает вопрос о настройках данного сервиса. Процесс настройки конфигурации под решение данной задачи описан в данной статье.
The employer does not always have the opportunity to personally hand over to the employee a pay slip for his salary, especially if the employee works remotely. Rostrud experts believe that the pay slips do not necessarily have to be printed on paper. It is also possible to notify the employee about the amount of earnings and its components via electronic communication channels. The main requirement for an electronic document is that it contains all the necessary information. One of the methods of notification is the automatic distribution of reports on the salaries of employees through a typical configuration of 1C: ERP Enterprise Management. The program provides the ability to automatically send payrolls to employees, but the question arises about the settings of this service. The process of setting up a configuration for solving this problem is described in this article.

Строев Сергей Павлович. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В работе описаны математические модели управления риском несостоятельности предприятия. Предполагается, что данный риск формируется за счет двух видов риска, связанных с деятельностью каждого подразделения предприятия. Показано, что управление риском экономической несостоятельности предприятия заключается, прежде всего, в снижении уровня собственного риска каждого производственного звена. Приведены модели оценки уровней привнесенного и собственного риска производственного звена, а также модель оценки эффективности антирисковых мероприятий. Для разработки моделей анализа и управления выделенными рисками используются теоретико-вероятностный и нечетко-множественный подходы.
The paper describes mathematical models for managing the enterprise insolvency risk. It is assumed that this risk is formed from two types of risks associated with the activities of each division of an enterprise. It is shown that the economic insolvency risk of an enterprise mainly involves reducing the level of the intrinsic risk of each production unit. Models for assessing the levels of introduced and intrinsic risks of a production unit, as well as the model for assessing the effectiveness of anti-risk measures are presented. To develop models for the analysis and management of the identified risks probabilistic-theoretical and fuzzy-multiple approaches are used.

Черномордов Сергей Викторович, Опенкин Даниил Юрьевич. ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ И АНАЛИЗУ ДАННЫХ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ

Актуальной задачей является развитие подходов к моделированию и анализу данных на основе интеллектуальных алгоритмов. В данной работе рассматриваются вопросы построения и анализа математических моделей динамических систем с интеллектуальными компонентами. Рассмотрены вопросы применения метода главных компонент для решения задач машинного обучения, в частности, для решения задачи регрессии. Проанализированы примеры интеллектуального анализа данных с использованием набора данных «Ирисы Фишера».
An urgent problem is to develop approaches to data modeling and analysis based on intelligent algorithms. This paper deals with the construction and analysis of mathematical models of dynamic systems with intelligent components. The application of the principal component method for solving machine learning problems, in particular, for solving the regression problem, is considered. Examples of data mining using the Fischer Irises dataset are analyzed.