Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (22) (2021)
УДК 37.022
DOI 10.24888/2500-1957-2021-2-9-15
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОК К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Данная статья посвящена гендерным проблемам адаптации курсантов женского пола, которые имеют ярко выраженный характер в ведомственных образовательных организациях. Актуальность этой проблематики обусловлена увеличением числа женщин в сфере военной и федеральной службы стран мира. Цель исследования представляет собой выявление закономерностей адаптации девушек-курсанток к образовательному процессу в ведомственной образовательной организации. В качестве экспериментальной базы исследования рассматривается Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (г. Орел). В данном исследовании в качестве респондентов приняли участие 132 курсанта мужского пола и 119 курсантов женского пола, проходящих обучение на 1 курсе. Временной интервал проведения исследования берётся с 2016 года по 2020 год. Констатирующий эксперимент является ключевым методом исследования. В проводимом исследовании удалось установить взаимосвязь между успеваемостью, соблюдением и принятием социально-бытовых норм, а также уровнем тревожности обучающихся в ведомственной образовательной организации. Адаптацию к процессу образования в ведомственном вузе можно рассмотреть, как возможность сохранить академическую успеваемость курсантов при условии уменьшения тревожности, а также принятии социально-бытовых норм. Протекание процесса адаптации к образовательным условиям ведомственного вуза у курсантов-юношей и курсантов-девушек отличается от протекания этих же процессов по каждому отдельно взятому обучающемуся. У юношей-курсантов данный процесс проходит в реактивной форме, в отличии от более длительного и последовательного у девушек-курсанток. Удалось выявить следующие стратегии адаптации курсантов-девушек к образовательному процессу: последовательная положительная, реактивная положительная и последовательная отрицательная стратегии. Результаты полученного исследования могут быть использованы при проектировании и планировании образовательного процесса и процесса воспитания в ведомственных образовательных организациях.
FEATURES OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF COURSE GIRLS TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN A DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
This article is devoted to gender problems of adaptation of female cadets, which have a pronounced character in departmental educational organizations. The relevance of this issue is due to the increase in the number of women in the military and federal service of the countries of the world. The purpose of the study is to identify the patterns of adaptation of female cadets to the educational process in a departmental educational organization. The Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation (Orel) is considered as an experimental base for the study. In this study, 132 male cadets and 119 female cadets enrolled in the 1st year of study took part as respondents. The time interval for the study is taken from 2016 to 2020. The ascertaining experiment is a key research method. In the study, it was possible to establish the relationship between academic performance, adherence to and acceptance of social norms, as well as the level of anxiety of students in a departmental educational organization. Adaptation to the educational process in a departmental university can be considered as an opportunity to preserve the academic performance of cadets, provided that anxiety is reduced, as well as social norms are adopted. The course of the process of adaptation to the educational conditions of a departmental university among male and female cadets differs from the course of the same processes for each individual student. For male cadets, this process takes place in a reactive form, in contrast to the longer and more consistent one for female cadets. It was possible to identify the following strategies for adapting female cadets to the educational process: consistent positive, reactive positive and consistent negative strategies. The results of the research obtained can be used in the design and planning of the educational process and the process of upbringing in departmental educational organizations.
Список литературы
-
Гейжан Н. Ф., Браженская Н. Е. Гендерное воспитание девушек в ведомственных вузах // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 193-199.
-
Синельник М. В. Особенности социализации девушек-курсантов в сфере учебной деятельности в военном вузе // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров: сборник трудов. Челябинск: Образование, 2010. С. 205-209.
-
Dubuc М.-M., Aubertin-Leheudre M., Karelis A. D. Gender Differences in Academic Performance of High School Students: The Relationship with Cardiorespiratory Fitness, Muscle Endurance, and Test Anxiety // International Journal of Preventive Medicine. 2020. 11 (1). P. 200-210.
-
Hyde J. S., Fennema E. & Lamon S. J. Gender differences in mathematics performance: a meta-analysis // Psychological Bulletin. 1990. 107. P. 139-155.
-
Lindberg S. M., Hyde J. S., Petersen J. L., Linn M. M. C. New Trends in Gender and Mathematics Performance: A Meta-Analysis // Psychol Bull. 2010. 136(6). P. 1123-1135. doi:10.1037/a0021276
-
Muzzatti B., Agnoli F. Gender and mathematics: attitudes and stereotype threat susceptibility in Italian children // Developmental Psychology. 2007. 43. P. 747-759.
-
Voyer D., Voyer S., Bryden M. P. Magnitude of sex differences in spatial abilities: a metaanalysis and consideration of critical variables // Psychological Bulletin. 1995. 117. P. 250-270.
-
Vuoksimaa E., Kaprio J., Kremen W. S., Hokkanen L., Viken R. J., Tuulio-Henriksson A., Rose R. J. Having a male co-twin masculinizes mental rotation performance in females // Psychological Science. 2010. 21. P. 1069-1071.