Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (22) (2021)
УДК 377.6
DOI 10.24888/2500-1957-2021-2-22-30
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ИНЖЕНЕРОВ, ТЕХНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье затрагиваются проблемы оторванности математического образования студентов, обучающихся на технических специальностях в системе среднего профессионального образования, от их будущей профессиональной деятельности. Для уменьшения этого разрыва предлагается применять профессионально-прикладную направленность обучения математике. Инженеры, техники по компьютерным сетям, обучающиеся в системе СПО изучают междисциплинарный курс "Математический аппарат для построения компьютерных сетей", на примере которого мы предлагаем реализовывать профессионально-прикладную направленность обучения из-за его обширной связи с математикой и глубокой интеграцией с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Одним из основных средств реализации профессионально-прикладной направленности обучения являются математические задачи. В статье приводится разделение задач на различные классы: чисто математические, иллюстративно-прикладные, функционально-прикладные и профессионально-прикладные. Приводятся требования, которым должны соответствовать профессионально-прикладные задачи, а также сделан акцент на их малой распространенности среди учебных и методических материалов.
METHODICAL FEATURES OF TEACHING ENGINEERS, TECHNICIANS MATHEMATICAL DISCIPLINES THROUGH THE PRISM OF PROFESSIONALLY-APPLIED ORIENTATION
The article deals with the problems of separation of mathematical education of students studying in technical specialties in the system of secondary vocational education from their future professional activities. To reduce this gap, it is proposed to apply a professionally-applied orientation of teaching mathematics. Engineers, computer network technicians, students in the system of SVE study the interdisciplinary course "Mathematical apparatus for building computer networks", on the example of which we propose to implement the professionally-applied orientation of teaching due to its extensive connection with mathematics and deep integration with the future professional activities of students. One of the main means of implementing the professionally-applied orientation of teaching is mathematical tasks. The article describes the division of tasks into different classes: purely mathematical, illustrative-applied, functionally-applied and professionally-applied. The requirements that professionally-applied tasks should meet are given, and the emphasis is placed on their low prevalence among educational and methodological materials.
Список литературы
-
Возняк Г.М. Прикладная направленность абстрактных математических задач // Современные проблемы методики преподавания математики: учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. ин-тов; сост. Н.С. Антонов, В.А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. С. 254-257.
-
Лаухин В.В. Использование метода математического моделирования в процессе профессионально ориентированной подготовки обучающихся в системе среднего профессионального образования // Журнал "Сибирский учитель". 2018. № 2 (117). С. 94-97.
-
Лаухин В.В. Методические особенности обучения инженеров, техников математическим дисциплинам через призму профессионально-прикладной направленности // Актуальные проблемы математики и информатики: теория, методика, практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Елец, 2019. С. 133-134.
-
Маневич Д.В. Теория вероятностей и статистика в школьном образовании // метод. пособие. Ташкент: Укитувчи, 1989. 200 с.
-
Плоцки А. Стохастические задачи и прикладная направленность в обучении математике // Математика в школе. 1991. №3. С. 69-71.
-
Полякова Т.А. Прикладная направленность обучения стохастике как средство развития вероятностного мышления учащихся на старшей ступени школы в условиях профильной дифференциации: дис.. канд. пед. наук. Омск, 2009. 205 с.
-
Скрыльников Д.М. Методика преподавания элементов теории вероятностей и математической статистики в профильных физико-математических классах: дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 212 с.
-
Цулина И.В. Методические особенности элективного курса "Элементы теории вероятностей" для учащихся старших классов: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2010.
-
Щербатых С.В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы: дис.. док. пед. наук. М., 2011. 438 с.
-
Щербатых С.В. Особенности реализации профессионально-прикладной направленности обучения стохастике в условиях профилизации общеобразовательной школы // Наука и школа. 2009. №6. С. 32-35.
-
Фирсов В.В. О прикладной ориентации курса математики // Математика в школе. 2006. №6. С. 2-9.