Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (22) (2021)
УДК 378
DOI 10.24888/2500-1957-2021-2-30-37
ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Статья посвящена решению значимой научной задачи, связанной с выявлением эффективных педагогических условий организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в вузе. В ней рассматриваются три варианта организации образовательного процесса в вузе: традиционная очная и заочная форма обучения, очно-заочная форма обучения с частичным использованием дистанционных образовательных технологий, полностью дистанционное обучение. Педагогические условия сгруппированны в 4 кластера: содержание обучения, время обучения, методика обучения, контроль обучения. В качестве критериев, позволяющих сравнить эффективность тех или иных педагогических условий при реализации образовательного процесса в традиционной и дистанционной форме, в исследовании рассматриваются мотивация учения, обученность, обучаемость, прочность результатов обучения (остаточные знания). Для определения статистической значимости результатов исследования используется T-критерий Стьюдента. Эксперимент проводился на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в период 2018-2020 годов. В нем приняли участие 3567 студентов и 268 преподавателей. В результате исследования выявлены педагогические условия, эффективность которых определяется общепедагогическими механизмами, а также педагогические, эффективные только для дистанционного образования.
IDENTIFICATION OF THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL CONDITIONS WHEN USING DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
The article is devoted to solving a significant scientific problem related to the identification of effective pedagogical conditions for organizing the educational process using distance educational technologies at a university. It examines three options for organizing the educational process at a university: traditional full-time and part-time education, part-time education with partial use of distance educational technologies, completely distance learning. Pedagogical conditions are grouped into 4 clusters: training content, training time, training methodology, training control. The study examines motivation for learning, learning, learning, and the strength of learning outcomes (residual knowledge) as criteria that make it possible to compare the effectiveness of certain pedagogical conditions in the implementation of the educational process in the traditional and remote form. To determine the statistical significance of the research results, the Student's t-test is used. The experiment was carried out on the basis of the Yeletsk State University. I.A. Bunin in the period 2018-2020. It was attended by 3567 students and 268 teachers. The study revealed pedagogical conditions, the effectiveness of which is determined by general pedagogical mechanisms, as well as pedagogical, effective only for distance education.
Список литературы
-
Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 57-62.
-
Государев И.Б. К вопросу о терминологии электронного обучения // Человек и образование. 2015. № 1(42). С. 180-183.
-
Кислухина И. А. Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). С. 7.
-
Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации // Современное образование. 2017. № 1. С. 172-195.
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.05.2021).
-
Письмо Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. N 06-381 «О направлении Методических рекомендаций по использованию дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ». URL: https://base.garant.ru/70706932/(дата обращения: 15.02.2021).
-
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка использования электронного обучения, технологий дистанционного обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при реализации образовательных программ». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=300600 (дата обращения: 10.03.2021).
-
Abas Z. W. E-Learning in Malaysia: Moving Forward in Open Distance Learning International Journal on E-Learning. 2009. 8(4). 527-537.
-
Kucher O. N. Options for the inclusion of distance educational technologies, e-learning in the educational process of the university Modern problems of science and education 2017. 5.
-
Kucher O. N. Trends in the development of the system of advanced training for teachers in the field of ICT Pedagogical informatics. 2008. 4. 60.
-
Mishina S. V., Shcherbatykh S. V. Development of professionally significant qualities of future economists by means of the hidden curriculum Utopia y Praxis Latinoamericana. 2019. 24(6). 387-395.
-
Parrott D. J., Anderson J. M. Distance Education Faculty and Librarian Collaboration: Developing Technological Skills of School Librarian Candidates Journal of Library & Information Services In Distance Learning. 2015. 9(4). 266-274.
-
Plunkett M. Adapting Structuration Theory as a Comprehensive Theory for Distance Education: The ASTIDE Model European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2016. 19(1). 19-35.