Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (22) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-2-38-47
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «БЛОКЧЕЙН» В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ
Предмет исследования. Данная статья содержит описание возможных сценариев применения технологии «Блокчейн» в обучении школьников одной из линий школьного курса математики - вероятностно-статистической. Проблему внедрения технологии «Блокчейн» в учебный процесс предлагается решить на двух уровнях. Во-первых, с помощью непосредственного применения этой технологии при изучении дисциплины. Во-вторых, с помощью добавления в учебный план «Элементов стохастики» раздела, посвященного технологии «Блокчейн». Методы исследования. Основным методом исследования при написании статьи стал анализ литературных источников по данной тематике. Основные результаты. Предложены два сценария применения технологии «Блокчейн» на уроках математики в общеобразовательной школе (при прохождении статистики, комбинаторики и теории вероятностей). Применение «Блокчейн» на уроках стохастики предполагает участие школьников в онлайн-курсе, в рамках которого обучающиеся отслеживают свою успеваемость. В статье подробно описан данный процесс, начинающийся с предварительной регистрации пользователей (учителя и школьников) и получением приватного и публичного ключей для работы в системе и заканчивающийся внесением данных в «Журнал успеваемости» и оцениванием результата учебного процесса. Кроме того, рекомендовано в перспективе внедрить в программу изучения курса стохастики раздел «Введение в технологию «Блокчейн»», основополагающие характеристики которого приводятся в основном тексте статьи. Также в статье выявлены реальные перспективы, показывающие преимущества технологии «Блокчейн» при использовании на практике. Практическая значимость. Технология «Блокчейн» на практике позволяет автоматизировать процессы ведения документации, проводить быстрый анализ успеваемости конкретного учащегося, повышать конкурентоспособность образовательного учреждения. Материалы статьи могут быть полезны учителям, методистам, студентам педагогических направлений.
PROSPECTS OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY APPLICATION IN TEACHING PUPILS IN ELEMENTS PROBABILITY-STATISTICAL LINE
Subject of study. This article contains a description of possible scenarios for the application of the «Blockchain» technology in teaching schoolchildren of one of the lines of the school mathematics course - probabilistic and statistical. It is proposed to solve the problem of introducing the «Blockchain» technology into the educational process at two levels. First, through the direct application of this technology in the study of the discipline. Secondly, by adding to the curriculum "Elements of Stochastics" a section devoted to «Blockchain» technology. Research methods. The main research method when writing an article was the analysis of literary sources on this topic. Main results. Two scenarios are proposed for the application of the «Blockchain» technology in mathematics lessons in a secondary school (when passing statistics, combinatorics and probability theory). The use of «Blockchain» in stochastic lessons involves the participation of schoolchildren in an online course in which students track their progress. The article describes in detail this process, starting with the preliminary registration of users (teachers and schoolchildren) and obtaining private and public keys for working in the system and ending with entering data into the «Gradebook» and evaluating the result of the educational process. In addition, it is recommended in the future to introduce into the curriculum for studying the course of stochastics the section «Introduction to the Blockchain technology», the basic characteristics of which are given in the main text of the article. Also, the article reveals real prospects showing the advantages of the «Blockchain» technology when used in practice. Practical significance. So, in practice, the «Blockchain» technology allows you to automate the documentation processes, conduct a quick analysis of the progress of a particular student, and increase the competitiveness of an educational institution. The materials of the article can be useful for teachers, methodologists, students of pedagogical directions.
Список литературы
-
Генкин А. С. Блокчейн: Как это работает и что ждет нас завтра /А. С. Генкин, А. А. Михеев. М.: Альпина Паблишер, 2018. 592 с.
-
Дрешер Д. Основы блокчейна: вводный курс для начинающих в 25 небольших главах М.: ДМК Пресс, 2018. 312 с.
-
Дружинин Д.А., Федченко Г.М. О блокчейн-технологиях на уроках информатики// Актуальные проблемы обучения математике, информатике, экономике и естественнонаучным дисциплинам в средней и высшей школе: материалы всероссийской научно-практической конференции (Под общей редакцией Н.В. Ермак). Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2019. С. 43-46.
-
Зимина Д.В., Муромцев Д.И. Проектирование образовательной среды с помощью смарт-контрактов блокчейна Ethereum // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2019. Т. 19. № 6. С. 1162-1168. Doi: 10.17586/2226-1494-2019-19-6-1162-1168.
-
Кублин И.М. Проблемы и перспективы применения технологии блокчейн в продвижении продукции на рынок // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1. С. 31-36.
-
Поляков Н.Е. Внедрение технологии блокчейн в образование: зарубежный опыт // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС "Наука и Просвещение", 2017. Ч. 2. С. 100-104.
-
Пряников М.М. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5. № 6. С. 49-55.
-
Сидоров Д.П., Камаева А.А. Технология блокчейн и возможности ее применения в учебном процессе //ОТО. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-blokcheyn-i-vozmozhnosti-ee primeneniya-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 09.04.2021).
-
Солодов А.В., Чубаркова Е.В. Визуализация в дистанционном обучении// Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы X международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. С. 223-226.
-
Цветкова Л. А. Перспективы развития технологии блокчейн в России: конкурентные преимущества и барьеры //Экономика науки. 2017. Т. 3. № 4. С. 275-296.