Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (22) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-2-47-53
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ, ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Финансовая грамотность и финансовая дееспособность представляют собой жизненно важные характеристики человека в современном постоянно усложняющемся мире, а потому проблема их формирования остается актуальной как на мировом и национальном, так и на региональном и локальном уровнях, и на сегодняшний день. Интерес исследователей разных областей науки к проблеме повышения финансовой грамотности и развития финансовой дееспособности населения в целом и молодежи в частности демонстрирует стабильный рост. В статье дан обзор основных методов, подходов и результатов проведенного исследования проблемы формирования финансовой грамотности и финансовой дееспособности обучающихся в рамках школьного математического образования. Значимыми результатами исследования являются разработанные и теоретически, методологически, технологически обоснованные педагогическая концепция и концептуальная модель дидактической системы обучения математике, обеспечивающие формирование финансовой грамотности и финансовой дееспособности в процессе обучения предмету. Теоретико-методологической основой для них выступает интеграция нескольких научных подходов, как-то: системно-деятельностного, компетентностного, синергетического, имитационного, контекстного, социокультурного. Концепция базируется на системе принципов развивающего обучения, доступности, систематичности и скоординированности, мотивированности к познанию, связи обучения с жизнью, сочетания форм, методов и средств обучения. Сочетание перечисленных научных подходов и принципов придает образовательному процессу новое качество обучения, позволяя реализовывать целостность социокультурных, ценностных и мотивационных конструктов. Полученные результаты обладают научной и общественно-практической значимостью для развития отечественного образования и могут быть внедрены в систему среднего общего, высшего и дополнительного образования.
RESEARCH OF THE PROBLEM OF SCHOOLCHILDREN’S FINANCIAL LITERACY AND FINANCIAL CAPABILITY FORMATION IN THE COURSE OF MATHEMATICS: METHODS, APPROACHES, MAIN RESULTS
Financial literacy and financial capability are key characteristics of a person in a modern increasingly sophisticating world, and the problem of their formation remains burning nowadays not only at the global and nationwide but also at the regional and local levels. The interest of researchers from different fields of science to the problem of improving financial literacy and developing financial capability of public in general and young people in particular is growing steadily. The article contains an overview of key methods and approaches used and the main results of the conducted research of the problem of schoolchildren’s financial literacy and financial capability formation in the course of mathematics. Significant results of the research are the developed and theoretically, methodologically and technically justified pedagogic conception and conceptual model of the didactic system of the formation of financial literacy and financial capability of schoolchildren in the course of mathematics. These pedagogic conception and conceptual model are based on integrated methodological approaches (system-activity, competence-based, synergetic, simulation, contextual, social and cultural), has its own goal, objectives, means for achieving them, predicted outcome of the research and on interrelated scientific principles (developing education, accessibility, systematics and coordination, motivation for cognition, the relationship of education with life, combination of forms, methods and means of education), unified as a single system. The combination of the listed scientific approaches and principles creates a conceptually new educational quality, making it possible to implement the integrity of social and cultural, value-based and motivational constructs. The results obtained have scientific, social and practical significance for the development of national education and can be introduced into the system of secondary general, higher and additional education.
Список литературы
-
Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг. // Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/05/main/Natsstrategiya.docx
-
OECD. Measuring Financial Literacy: Questionnaire and Guidance Notes for Conducting an Internationally Comparable Survey of Financial Literacy. Paris: OECD, 2011. URL: http://www.oecd.org/finance/financial-education/49319977.pdf
-
OECD. OECD/INFE Core Competencies Framework on Financial Literacy for Youth. - 2015. URL: https://www.oecd.org/daf/fin/financial-education/Core-Competencies-Framework-Youth.pdf
-
Safronova, T; Chernousova, N., & Safronova, M. Financial literacy and financial capability: Interdependence of concepts and possibilities to form them in a school course of mathematics // Propsitos y Presentaciones. 2020. 8(3) 504-515. http://dx.doi.org/10.20511/pyr2020.v8n3.504
-
Safronova, T; Chernousova, N., & Safronova, M. Conceptual model of schoolchildren's financial literacy and financial capability formation in the course of mathematics // Propositos y Presentaciones, 2020. 8(S2), 670-675. http://dx.doi.org/10.20511/pyr2020.v8nSPE2.670