Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (22) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-2-53-61
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-СКИХ ПРОЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Организация исследовательской деятельности школьников является одним из эффективных способов их интеллектуального развития и создания условий для глубокого понимания и прочного усвоения знаний. Результаты исследований содержательных, методических и организационных аспектов включения в учебный процесс по математике в средней общеобразовательной школе выполнения школьниками деятельности исследовательского характера представлены в современных трудах в области математического образования. Формирование у школьников навыков исследовательской деятельности в обучении математике осуществляется с помощью специально разработанных задач, в частности, практико-ориентированных задач, исследовательских задач, с применением методических приемов или в реализации педагогических технологий, результативность использования которых в обучении школьников поисково-исследовательской деятельности изучается в научных трудах в области математического образования. Исследовательская работа школьников также может быть организована в рамках подготовки исследовательского проекта, в основе которого лежит та или иная задача. В статье приводятся примеры практико-ориентированных задач для школьников, решение которых предполагает осуществление поисково-исследовательской деятельности в области математики, и которые могут составить основу содержания исследовательского проекта по математике учащегося средней общеобразовательной школы. Представленные в статье сюжетные задачи могут применяться в практике работы учителя математики с целью формирования у школьников приемов поисково-исследовательской деятельности: выделение математического содержания в тексте, то есть величин и связей между ними, упорядочивание и схематизация данных, установление аналогий, сравнение, обобщение, формулировка математической задачи на каждом этапе решения основной задачи и др. Эти задачи также можно отнести к практико-ориентированным задачам, которые можно выстраивать в цепочки исследовательских заданий.
EXAMPLES OF TASKS FOR PREPARING RESEARCH PROJECTS IN MATH WITH PUPILS
The organization of the research activities of schoolchildren is one of the most effective ways of their intellectual development and the creation of conditions for deep understanding and strong assimilation of knowledge. The results of research on the substantive, teaching and organizational aspects of including in the educational process in mathematics at secondary schools of the performance of research activities by schoolchildren are presented in modern works in the field of mathematical education. The formation of research skills of schoolchildren in teaching mathematics is carried out with the help of specially designed tasks, in particular, practice-oriented tasks, research tasks, using teaching techniques or in the implementation of pedagogical technologies, the effectiveness of which in teaching schoolchildren of research activities are studied in scientific works in the field of mathematical education. The research work of schoolchildren can also be organized as part of the preparation of a research project, which is based on any problem. The paper provides examples of practice-oriented tasks for schoolchildren, the solution of which involves the implementation of research activities in the field of mathematics, and which can form the basis of the content of a research projects on mathematics of schoolchildren. The plot tasks are presented in the paper can be used in the practice of a mathematics teacher in order to form schoolchildren's methods of search and research activities: highlighting the mathematical content in the text, that is, values and relationships between them, ordering and schematizing data, establishing analogies, comparing, generalizing, formulating mathematical problem at each stage of solving the main problem, etc. Also, these tasks can be attributed to practice-oriented tasks that can be built into chains of research tasks.
Список литературы
-
Аввакумова И.А., Кожевина З.О. Метод проектов как одно из средств формирования исследовательских умений обучающихся при обучении математике // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2019. №4. С. 125-128.
-
Алмазова Т.А., Кудряшова А.Н. Методические аспекты проектирования самостоятельных работ исследовательского характера на уроках математики в старшей школе // Вестник Калужского университета. 2020. №4 (49). С.113-117.
-
Алмазова Т.А., Трунтаева Т.И. К вопросу об исследовании проблемы формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения математики // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. С.40-44.
-
Воронько Т.А., Кучугурова Н.Д., Асланян И.В. Практико-ориентированные задачи как средство формирования исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике // Наука и школа. 2015. №5. С.156-160.
-
Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №11. С. 27-29.
-
Казанцев А.В., Романов П.Ю. Организация исследовательской деятельности школьников в обучении математике методом проектов // Современные тенденции в научной деятельности: Сборник материалов XXVII международной научно-практической конференции. 2017. Астрахань: Изд. Научный центр «Олимп», 2017. С. 313-316.
-
Кузина Н.В. Метод проектов в процессе обучения математике // Современная математика и концепции инновационного математического образования. 2015. Том 2. №1. С. 122-124.
-
Смирнов Е.И., Дворяткина С.Н., Щербатых С.В. Интеллектуальное управление в математическом моделировании исследовательской деятельности школьников // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. №3 (19). С. 48-61.
-
Трунтаева Т.И., Новикова Е.В. Обучение школьников элементам исследовательской деятельности во внеклассной работе по математике // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Серия «Естественные и технические науки», 2019. С. 436-441.