Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»

Аннотации статей.

Алмазова Татьяна Александровна. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Одной из основных задач будущей профессиональной деятельности студентов педагогических специальностей, в частности учителей математики, является отбор средств обучения, направленных на повышение качества усвоения изучаемого материала. Реализация этой задачи может осуществляться путем ориентации учебного процесса на активизацию познавательной деятельности школьников. В связи с этим важным аспектом в подготовке учителей математики является изучение средств активизации познавательной деятельности учащихся различных возрастных категорий, как при изучении компонентов математического содержания (понятий, теорем, правил, задач) на уроках математики, так и во внеклассной работе. В данной статье представлено описание методической системы подготовки студентов, будущих учителей математики, по активизации познавательной деятельности школьников. Описаны основные составляющие этой системы: содержательная и технологическая, и комплекс средств, позволяющих реализовать обозначенные составляющие. Этот комплекс включает компоненты, соответствующие принципам профессионально педагогической направленности обучения студентов дисциплинам математического и методического циклов. Основными компонентами содержательной составляющей являются: прикладные задачи, задачи-исследования, учебно-исследовательские проекты, исторический материал, интересные математические факты, нестандартные методы и приемы, используемые для доказательства теорем и решения задач, и т. д. Основными компонентами технологической составляющей являются: методика работы над компонентами математического содержания с выделение этапов работы и подбором учебного материала, способствующего активизации познавательной деятельности школьников; технология создания индивидуальной образовательной траектории обучающихся; метод проектов; метод целесообразно подобранных задач; методика организации учебных исследований. Приводятся примеры, иллюстрирующие указанные компоненты.
One of the main tasks of the future professional activity of students of pedagogical specialties, in particular teachers of mathematics, is the selection of teaching tools aimed at improving the quality of assimilation of the studied material. The implementation of this task can be carried out by orienting the educational process to activate the cognitive activity of schoolchildren. In this regard, an important aspect in the training of mathematics teachers is the study of means of activating the cognitive activity of students of various age categories, both when studying the components of mathematical content (concepts, theorems, rules, problems) in mathematics lessons, and in extracurricular work. This article describes the methodical system of training students, future teachers of mathematics, to activate the cognitive activity of schoolchildren. The main components of this system are described: the content and technological, and a set of tools that allow implementing the designated components. This complex includes components that correspond to the principles of professional pedagogical orientation of teaching students the disciplines of mathematical and methodological cycles. The main components of the content component are applied problems, research problems, educational and research projects, historical material, interesting mathematical facts, non-standard methods and techniques used to prove theorems and solve problems, etc. The main components of the technological component are: the methodology of working on the components of mathematical content with the allocation of work stages and the selection of educational material that contributes to the activation of cognitive activity of schoolchildren, the technology of creating an individual educational trajectory of students, the project method, the method of appropriately selected tasks, the methodology of organizing educational research. Examples illustrating these components are given.

Власов Дмитрий Анатольевич. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В центре внимания статьи цели и формы организации самостоятельной работы как компоненты методической системы прикладной математической подготовки бакалавров экономики. Представлены шесть целей самостоятельной работы студентов экономического бакалавриата, позволяющие акцентировать внимание на развитие инновационных компонентов профессиональной деятельности будущего экономиста в условиях цифровизации высшего экономического образования и необходимости реализации прикладного усиления математической подготовки. Особое внимание уделяется перечислению и содержательному описанию форм самостоятельной работы студентов экономического бакалавриата без непосредственного участия преподавателей математических дисциплин. Представленные в статье организационно-методические особенности самостоятельной работы бакалавров экономики позволяют развивать систему самостоятельной работы студентов, значимость которой в условиях реформирования высшей экономического образования возрастает.
The focus of the article is the methodological features of organizing the independent work of bachelors of economics in the study of mathematical disciplines related to the development of the system of independent work of students of an economic bachelor's degree. Six goals of independent work of students of an economic baccalaureate are presented, allowing to focus on development of innovative components of professional activity of the future economist in conditions of digitalization. Special attention is paid to the forms of independent work of students of an economic bachelor's degree without the direct participation of teachers of mathematical disciplines.

Лыкова Ксения Геннадьевна. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение элементов стохастики в школе знакомит учащихся с вероятностно-статистическими методами, которые способствуют исследованию изменчивости и сложности политических, экономических, общественных процессов. Прикладные возможности вероятностно-статистических методов, осваиваемые школьниками, обуславливают формирование у них «нового мировоззрения». Б.В. Гнеденко рассматривая понятие «статистическое мышление», причислял к нему качества, характеризующие «новое мировоззрение». Так, к характерным чертам «нового мировоззрения» им были отнесены: «Понимание того, что в мире случайного есть свои закономерности; умение, пользуясь простейшими из этих закономерностей моделировать случайные явления и прогнозировать их исходы; умение и привычка за обобщающими вероятностными понятиями видеть их статистическую природу; умение анализировать большие совокупности с помощью вероятностно-статистических законов и содержательно интерпретировать полученные результаты» [1]. Учащиеся, выполняя на уроках математики оценку вероятностной природы явлений окружающей действительности и применяя её результаты в дальнейшем, приобретают мировоззренческий опыт. Специфика мировоззрения заключается в том, что оно выражает характер мыслительной деятельности, отношение человека к миру, проявляясь в его практической деятельности. В связи с чем проблема развития стохастического мировоззрения учащихся 10-11 классов является крайне актуальной. Особенностью стохастического мировоззрения является формирование у старшеклассников положительного отношения к случайностям, умений устанавливать межпредметные связи и прогнозировать поведение объектов в окружающей среде. Вследствие планомерного изучения случайных событий, случайных величин с последующим установлением межпредметных связей, у учащихся выстроится миропонимание, произойдет переосмысление механизмов функционирования мира. Стохастическое мировоззрение формируется на основе получаемого индивидуального опыта и набора специфических стохастических знаний, а под воздействием стохастического мировоззрения у старшеклассников будет формироваться объективный взгляд на мир и жизненная позиция.
Studying the elements of stochastics at school introduces students to probabilistic-statistical methods, which contribute to the study of variability and complexity of political, economic, social processes. Applied capabilities of probabilistic-statistical methods, mastered by pupils, determine the formation of their "new worldview". B.V. Gnedenko, considering the concept of "statistical thinking", attributed to it the qualities that characterize the "new worldview". Thus, to the characteristic features of the "new worldview" he attributed: "understanding that the world of the random has its own regularities; the ability, using the simplest of these regularities to model random phenomena and predict their outcomes; the ability and habit behind the generalizing probabilistic concepts to see their statistical nature; the ability to analyze large populations with probabilistic-statistical laws and meaningfully interpret the results" [1]. Students performing an assessment of the probabilistic nature of the phenomena of the surrounding reality and application of its results in the future, acquire a worldview experience in mathematics lessons. The general specificity of the worldview is that it expresses the nature of the thinking activity, the attitude of man to the world, manifesting itself in his practical activities. In this regard, the problem of the development of stochastic worldview of students in grades 10-11 is extremely relevant. The peculiarity of the stochastic worldview is the formation of high school students' positive attitude to randomness, the ability to establish interdisciplinary connections and predict the behavior of objects in the environment. In the consequence of systematic study of random events, random variables, followed by the establishment of interdisciplinary relationships, students will build a worldview, there will be a rethinking of the mechanisms of the world functioning. Stochastic worldview will be formed on the basis of received individual experience and set of specific stochastic knowledge, and under the influence of stochastic worldview high school students will form objective view of the world and life position.

Дорохова Татьяна Юрьевна, Пучков Николай Петрович. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

В статье показано, что в условиях ограниченных возможностей осуществления традиционной контактной работы с обучающимися, опосредованных объективными причинами (например, сложной эпидемиологической обстановкой) возникает потребность разработки специализированных образовательных программ формирования как профессиональных, так и информационно-математических компетенций, на уровне, превышающем простую модернизацию действующих образовательных программ. Предполагается, что новые программы должны иметь максимально возможный вариативный характер, допускающий построение индивидуальных образовательных траекторий обучения. Характерной особенностью таких программ является рациональное сочетание принципов и технологий традиционной и цифровой дидактик, сохраняющее их отличительные достоинства.
The article shows that in conditions of limited opportunities for the implementation of traditional contact work with students, mediated by objective reasons (for example, a complex epidemiological situation), there is a need to develop specialized educational programs for the formation of both professional and information and mathematical competencies, at a level exceeding simple modernization of existing educational programs. It is assumed that the new programs should be as variable as possible, allowing the construction of individual educational trajectories of learning. A characteristic feature of such programs is a rational combination of the principles and technologies of traditional and digital didactics, preserving their distinctive advantages.

Рубанова Наталия Алексеевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В соответствие с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования выпускники высших учебных заведений должны уметь использовать свои знания на практике, быть способными к анализу ситуации, к принятию компетентных решений, к самоорганизации и саморазвитию, а также к работе в команде. Однако, на пути к достижению этих целей высшей школе приходится преодолевать сегодня множество проблем: недостаточный уровень знаний и умений абитуриентов, отсутствие у них мотивации к учебе, сокращение аудиторных часов по дисциплинам и прочие. Изучение математики в технических вузах ведется, как правило, на младших курсах. Поэтому преподавателю математики необходимо пробудить интерес студентов к предмету и учебе в целом, преломить сложившийся у многих еще со школьной скамьи стереотип о том, что математика настолько сложный предмет, что разобраться в нем невозможно. Для успешного решения всех этих задач недостаточно использовать только традиционные авторитарные технологии обучения, нужен индивидуальный подход к каждому студенту, основанный на учете его личностных качеств, уровня подготовки по предмету и способностей к обучению. Таким образом, возникает необходимость в применении личностно-ориентированных технологий обучения, к которым относятся обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «портфель ученика» и другие. Описанию этих технологий посвящены многие педагогические труды, на их основе разработаны различные методики, успешно применяющиеся как в общеобразовательной, так и в высшей школе. В статье предлагается к рассмотрению используемая автором в преподавании математики в Омском государственном университете путей сообщения методика, основанная на сочетании метода проектов, обучения в сотрудничестве и разноуровневого обучения. Дается пример проектного задания для студентов, выполняемого ими в малых группах (командах), сформированных с учетом уровня знаний и способностей. Приводятся некоторые результаты использования данной методики.
In accordance with the current Federal State Educational Standards of Higher Education, graduates of higher educational institutions should be able to use their knowledge in practice, be able to analyze the situation, make competent decisions, self-organization and self-development, as well as work in a team. However, on the way to achieving these goals, higher education has to overcome many problems today: the insufficient level of knowledge and skills of applicants, their lack of motivation to study, reduction of classroom hours in disciplines, and others. The study of mathematics in technical universities is conducted, as a rule, in junior courses. Therefore, the teacher of mathematics needs to awaken the interest of students in the subject and study in general, to break the stereotype that many have developed since school that mathematics is such a complex subject that it is impossible to understand it. To successfully solve all these problems, it is not enough to use only traditional authoritarian teaching technologies, we need an individual approach to each student, based on taking into account his personal qualities, the level of training in the subject and learning abilities. Thus, there is a need for the use of personality-oriented learning technologies, which include collaborative learning, the project method, multi-level training, the "student portfolio" and others. Many pedagogical works are devoted to the description of these technologies [4,5], various methods have been developed on their basis, which are successfully used both in general education and in higher education. The article proposes to consider the methodology used by the author in teaching mathematics at the Omsk State University of Railways, based on a combination of the project method, collaborative learning and multi-level learning. An example of a project task for students is given, which they perform in small groups (teams) formed taking into account the level of knowledge and abilities. Some results of using this technique are presented.

Синчуков Александр Валерьевич. УСИЛЕНИЕ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ «ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ» ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА

В центре внимания статьи - система прикладных задач экономического содержания, охватывающая различные приложения понятий «Неопределенный интеграл», «Определенный интеграл», «Формула Ньютона-Лейбница», «Дифференциальное уравнение», «Начальное условие». Включение представленной системы прикладных задач в практику математической подготовки будущих бакалавров менеджмента способствует усилению прикладной направленности преподавания учебной темы «Интегральное исчисление», позволяет отказаться от сложившейся практики формально-абстрактного изложения учебного материала. Каждой прикладной задаче поставлен в соответствие математический аппарат, адекватный программе математической подготовки будущего менеджера, реализуемой в экономическом университете. Представленные в статье рекомендации по организации учебно-познавательной деятельности студентов позволяют демонстрировать применение изучаемого теоретического материала в практике принятия решений и познакомить будущих менеджеров с возможностями математических методов в управлении, а также способствуют развитию познавательного интереса студентов.
The article focuses on the system of applied problems of economic content, covering various applications of the concepts "Indefinite integral", "Definite integral", "Newton-Leibniz formula", "Differential equation", "Initial condition". The inclusion of the presented system of applied problems in the practice of mathematical training of future bachelors of management contributes to the strengthening of the applied orientation of teaching the educational topic "Integral calculus", allows you to abandon the existing practice of formally abstract presentation of educational material. Each applied task is assigned a mathematical apparatus that is adequate to the program of mathematical training of the future manager implemented at the University of Economics. The recommendations presented in the article on the organization of educational and cognitive activities of students allow us to demonstrate the application of the studied theoretical material in the practice of decision-making and to acquaint future managers with the possibilities of mathematical methods in management, and also contribute to the development of students ' cognitive interest.

Шабанова Мария Валерьевна, Патронова Нина Николаевна. СЕТЕВАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ

Формирование первичного опыта исследовательской деятельности - одна из важнейших задач, которая поставлена перед системой общего образования федеральными государственными образовательными стандартами 2010-2012 гг. С периода принятия стандартов прошло уже достаточно много времени для того, чтобы возникли и развились эффективные педагогические практики, сложились традиции решения этой образовательной задачи, а также у участников образовательного процесса сформировались собственные требования к условиям и качеству её решения. В данной статье представлены основные результаты анализа мнений учащихся, имеющих достижения в области исследовательской деятельности, по данному вопросу. В исследовании приняло участие 376 юных исследователей. Обработка и анализ данных осуществлялись с применением статистических методов. В результате получены данные, свидетельствующие о необходимости развития сетевой формы наставничества для предоставления обучающимся возможности установления неограниченного формальными рамками количества научных контактов для самоопределения в научной сфере, поиска доступных проектов, повышения качества решения исследовательских задач, самопрезентации в научной среде, а также развития навыков, необходимых для осуществления исследовательской деятельности в формате Science 2.0.
The formation of the primary experience of research activity is one of the most important tasks set for the secondary education system by the federal state educational standards of 2010-2012. A lot of time has already passed since the adoption of standards. Effective pedagogical practices raised and developed. Traditions of solving this educational problem have developed. Participants in the educational process have formed their own requirements for the conditions and quality of its solution. This article presents the main results of the analysis of the opinions of students which have achievements in the field of research activities, on this issue. 376 young researchers took part in the study. Data processing and analysis were carried out using statistical methods. As a result, we have obtained data indicating the need to develop a network form of mentoring to provide students with the opportunity to establish an unlimited number of scientific contacts for self-determination in the scientific field, search for affordable projects, improve the quality of solving research problems, self-presentation in the scientific environment, as well as the development of skills necessary for carrying out research activities in the Science 2.0 format.

Бороненко Татьяна Алексеевна, Федотова Вера Сергеевна. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Цифровизация образования предполагает развитие цифровой грамотности школьников. Актуальной задачей педагогической науки и практики сегодня является создание здоровьесберегающего информационно-образовательного пространства. Решение проблемы сохранения и развития здоровья школьников в мире цифровых технологий предполагает формирование у обучающихся системы научно-практических знаний и умений, которые способствуют признанию подрастающим поколением ценностного отношения к здоровью. Фундаментальной основой, которая обеспечивает понимание специфики цифровой реальности и организации своей деятельности в ней на рациональной основе, является цифровая грамотность обучающихся. Цифровая грамотность представлена в своей концептуальной модели несколькими компонентами. Она реализует собой внутренний ресурс для создания здоровьесберегающего информационно-образовательного пространства, предполагает овладение школьниками цифровыми навыками, а также способствует реализации образовательного, развивающего и воспитательного потенциала цифрового информационного-образовательного пространства. Когнитивные и поведенческие знания школьников об особенностях цифровых технологий способствуют формированию мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья; эффективную самооценку деятельности, способность к саморегулируемому целеполаганию в достижении образовательных результатов. Цифровая грамотность позволит школьникам организовать свою деятельность комфортно и безопасно. Школьники будут готовы самостоятельно оценивать, фильтровать и выбирать безопасный, полезный контент, использовать цифровые устройства с выполнением медицинских и санитарно-гигиенических норм, тем самым избегая переутомления и хронической усталости, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, которые связаны со случаями кибербуллинга, мошенническими схемами киберпреступников, избегать эмоционального дискомфорта, вызванного взаимоотношениями с другими обучающимися, грамотно взаимодействовать с цифровым контентом на основе сформированных знаний о правовой культуре цифровой образовательной среды, обеспечивать защиту информации и личных данных, планировать свое профессиональное развитие в русле стратегически приоритетных направлений науки и технологий и т.д.
The digitalization of education involves the development of digital literacy of schoolchildren. The actual task of pedagogical science and practice today is the creation of a health-saving information and educational space. The solution to the problem of preserving and developing the health of schoolchildren in the world of digital technologies presupposes the formation of a system of scientific and practical knowledge and skills in schoolchildren that contribute to the recognition of the value attitude to health by the younger generation. The fundamental basis that provides an understanding of the specifics of digital reality and the organization of their activities in it on a rational basis is the digital literacy of students. Digital literacy is represented in its conceptual model by several components. It is an internal resource for creating a health-saving information and educational space. It assumes the possession of digital skills by schoolchildren, and also contributes to the realization of the educational, developmental and educational potential of the digital information and educational space. A student's cognitive and behavioral knowledge of the features of digital technologies contributes to the formation of motivation to maintain and strengthen their health; effective self-assessment of activities, the ability to self-regulate goal-setting in achieving educational results. Digital literacy will allow schoolchildren to organize their activities comfortably and safely. Students will be ready to independently evaluate, filter and select safe, useful content, use digital devices in compliance with medical and sanitary and hygienic standards, thereby avoiding overwork and chronic fatigue, adequately respond to stressful situations associated with cases of cyberbullying, fraudulent schemes of cybercriminals, avoid emotional discomfort caused by relationships with other students, competently interact with digital content based on the formed knowledge about the legal culture of the digital educational environment, ensure the protection of information and personal data, plan your professional development in line with strategically priority areas of science and technology, etc.

Гиглавый Александр Владимирович. ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В российской школе развивается процесс формирования нового интеллектуального умения - способности анализировать потоки информации, размышлять о многообразии связей нового знания с уже приобретенным. Проектная деятельность учащихся на протяжении 30 лет приобрела массовые масштабы. Рассматриваются методы и технологические приемы этой деятельности в условиях формирования в школах цифровой образовательной среды.
Digital learning environment emerges in Russian schools. This process provides for wide opportunities in developing students’ research activity. Within 30-years organizational framework of this process, key features of the project management techniques in this field are analyzed.

Мауленов Елжан Серикович, Касымова Айжан Бахытжановна, Гусейн Гурулер. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ АУТЕНТИФИКАЦИИ ОБУЧАЕМОГО НА ОСНОВЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛЬНЫМ МОБИЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ В M-LEARNING

Проблемой исследования является изучение возможности аутентификации обучаемого на основе персональных данных его поведения при работе с персональным мобильным устройством. В рамках исследования был проведен анализ существующих решений для биометрической идентификации. Целью исследования является разработка и апробация модели аутентификации обучаемого на основе персональных данных его поведения при работе с персональным мобильным устройством. В качестве источников данных были использованы показания датчиков акселерометра и гироскопа. Рассматривается корреляционная связь между показаниями датчиков при воспроизведении различных жестов различными пользователями. Для проведения статистического эксперимента была разработана программа для расчета всех необходимых показателей, включая коэффициент корреляции и значение критической точки t -распределения Стьюдента. В результате была доказана потенциальная возможность использования показаний датчиков акселерометра и гироскопа для целей аутентификации пользователей мобильных устройств с уровнем значимости коэффициента корреляции α = 0,001 . Одновременно данные результаты могут быть использованы в процессе построения обучения по технологии m-learning.
The article was written as part of a doctoral student's dissertation research and is an extract of one of the chapters of the dissertation devoted to one of the research tasks. This task is to study the possibility of trainee authentication based on personal data of his behavior when working with a personal mobile device. An analysis of existing solutions for biometric identification was carried out. The work is devoted to the development and testing of a student's authentication model based on personal data of his behavior when working with a personal mobile device. The readings of the accelerometer and gyroscope sensors were used as data sources. The correlation relationship between the readings of the sensors during the reproduction of various gestures by different users is considered. To carry out a statistical experiment, a program was developed to calculate all the necessary indicators, including the correlation coefficient and the value of the critical point of the Student's t -distribution. As a result, the potential possibility of using the readings of the accelerometer and gyroscope sensors for the purposes of authenticating users of mobile devices with the significance level of the correlation coefficient α = 0.001 was proved and can be used as one of the modules in the process of constructing training using the m-learning technology.

Демидова Ирина Ивановна. БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ ГАЛЁРКИН (1871-1945)

Борис Григорьевич Галёркин - инженер-эксперт в области строительной механики, учёный в области теории упругости, академик АН СССР, инженер-генерал-лейтенант. Он развил многие направления в строительной механике и теории упругости. Исследования Б.Г. Галёркина, несмотря на сложноть математического аппарата, представлялись до совершенно конкретных результатов в форме, доступной для непосредственного приложения в практике. Галёркин Б.Г. - один из основоположников метода конечных элементов.
Boris Grigorievich Galerkin - engineer-expert in the field of building, mechanics, scientist in the field of elasticity theory, academician of the USSR Academy of Sciences, engineer-Lieutenant General. He developed many areas in building, mechanics and elasticity theory. B. G. Galerkin's research, despite the complexity of the mathematical apparatus, was presented to very specific results in a form that is accessible for direct application in practice. Galerkin B. G.-one of the founders of the finite element method.

Мельников Роман Анатольевич, Саввина Ольга Алексеевна. РОЛЬ НЕМЕЦКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В СУДЬБЕ РУССКОГО МАТЕМАТИКА Л.Н. ЗАПОЛЬСКОЙ (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Первой женщиной-магистром математики в России стала Любовь Николаевна Запольская (1871-1943). В 2021 году исполняется 150 лет со дня рождения этого замечательного учёного, нашей землячки. Её активная научная деятельность прошла на рубеже XIX и XX веков. В этот период она получила значимые результаты в теории алгебраических областей рациональности, образующихся при решении уравнений третьей степени. Многолетняя работа Л.Н. Запольской на педагогическом поприще стала связующей нитью между столетиями. Опираясь на достижения XIX столетия, она блестяще демонстрировала молодому поколению ХХ века красоту математики, сохраняя преемственность традиций русской и немецкой научных школ. Значимую роль в судьбе Л.Н. Запольской сыграло решение пойти по стопам С.В. Ковалевской (1850-1891) - отправиться в Германию для получения учёной степени. Под руководством знаменитого немецкого учёного Давида Гильберта (1862-1943) Л.Н. Запольской удалось выполнить исследование и получить степень доктора философии и свободных искусств. По возращении на Родину в стенах Московского университета она защитила магистерскую диссертацию, в основу которой был положен труд, выполненный во время научной стажировки в Гёттингенском университете. В статье реконструирован научный путь Л.Н. Запольской, особое внимание уделено описанию роли немецкой математической школы в судьбе первой русской женщины-магистра.
The first female Master of Mathematics in Russia was Lyubov Nikolaevna Zapolskaya (1871-1943). In 2021, the 150-th anniversary of the birth of this wonderful scientist, our countryman, will be celebrated. Her active scientific activity took place at the turn of the XIX and XX centuries. During this period, she obtained significant results in the theory of algebraic domains of rationality formed when solving equations of the third degree. The long-term work of L.N. Zapolskaya in the pedagogical field has become a connecting thread between the centuries. Based on the achievements of the XIX century, it brilliantly demonstrated the beauty of mathematics to the younger generation of the XX century, preserving the continuity of the traditions of the Russian and German scientific schools. A significant role in the fate of L. N. Zapolskaya was played by the decision to follow in the footsteps of S.V. Kovalevskaya (1850-1891) - to go to Germany to get a degree. Under the guidance of the famous German scientist David Hilbert (1862-1943), L.N. Zapolskaya managed to complete a study and obtain a Doctor of Philosophy and Liberal Arts degree. Upon returning to her homeland, she defended her master's thesis at Moscow University, which was based on the work performed during a scientific internship at the University of Göttingen. The article reconstructs the scientific path of L.N. Zapolskaya, special attention is paid to the description of the role of the German mathematical school in the fate of the first Russian female master.