Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (23) (2021)
УДК 378.096
DOI 10.24888/2500-1957-2021-3-10-20
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Одной из основных задач будущей профессиональной деятельности студентов педагогических специальностей, в частности учителей математики, является отбор средств обучения, направленных на повышение качества усвоения изучаемого материала. Реализация этой задачи может осуществляться путем ориентации учебного процесса на активизацию познавательной деятельности школьников. В связи с этим важным аспектом в подготовке учителей математики является изучение средств активизации познавательной деятельности учащихся различных возрастных категорий, как при изучении компонентов математического содержания (понятий, теорем, правил, задач) на уроках математики, так и во внеклассной работе. В данной статье представлено описание методической системы подготовки студентов, будущих учителей математики, по активизации познавательной деятельности школьников. Описаны основные составляющие этой системы: содержательная и технологическая, и комплекс средств, позволяющих реализовать обозначенные составляющие. Этот комплекс включает компоненты, соответствующие принципам профессионально педагогической направленности обучения студентов дисциплинам математического и методического циклов. Основными компонентами содержательной составляющей являются: прикладные задачи, задачи-исследования, учебно-исследовательские проекты, исторический материал, интересные математические факты, нестандартные методы и приемы, используемые для доказательства теорем и решения задач, и т. д. Основными компонентами технологической составляющей являются: методика работы над компонентами математического содержания с выделение этапов работы и подбором учебного материала, способствующего активизации познавательной деятельности школьников; технология создания индивидуальной образовательной траектории обучающихся; метод проектов; метод целесообразно подобранных задач; методика организации учебных исследований. Приводятся примеры, иллюстрирующие указанные компоненты.
METHODICAL SYSTEM PREPARING STUDENTS TO ACTIVATE THE COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINES OF THE MATHEMATICAL CYCLE
One of the main tasks of the future professional activity of students of pedagogical specialties, in particular teachers of mathematics, is the selection of teaching tools aimed at improving the quality of assimilation of the studied material. The implementation of this task can be carried out by orienting the educational process to activate the cognitive activity of schoolchildren. In this regard, an important aspect in the training of mathematics teachers is the study of means of activating the cognitive activity of students of various age categories, both when studying the components of mathematical content (concepts, theorems, rules, problems) in mathematics lessons, and in extracurricular work. This article describes the methodical system of training students, future teachers of mathematics, to activate the cognitive activity of schoolchildren. The main components of this system are described: the content and technological, and a set of tools that allow implementing the designated components. This complex includes components that correspond to the principles of professional pedagogical orientation of teaching students the disciplines of mathematical and methodological cycles. The main components of the content component are applied problems, research problems, educational and research projects, historical material, interesting mathematical facts, non-standard methods and techniques used to prove theorems and solve problems, etc. The main components of the technological component are: the methodology of working on the components of mathematical content with the allocation of work stages and the selection of educational material that contributes to the activation of cognitive activity of schoolchildren, the technology of creating an individual educational trajectory of students, the project method, the method of appropriately selected tasks, the methodology of organizing educational research. Examples illustrating these components are given.
Список литературы
-
Алмазова Т.А. Содержательно-методическое наполнение дисциплины "теория чисел" в контексте профессиональной подготовки будущих учителей математики // Вестник Калужского университета. 2021. № 1 (50). С. 116-120.
-
Алмазова Т.А., Кудряшова А.Н. Методические аспекты проектирования самостоятельных работ исследовательского характера на уроках математики в старшей школе // Вестник Калужского университета. 2020. №4. С. 113-117.
-
Алмазова Т.А., Громова Н.О. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении вероятностно-статистической линии в школьном курсе математики // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Сер. "Естественные науки" 2018. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2018. С. 262-270.
-
Алмазова Т.А., Никаноркина Н.В., Зилюкина О.В. К вопросу о разработке технологии формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в процессе изучения дисциплин математического цикла // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 23.
-
Алмазова Т.А., Никаноркина Н.В., Чернова И.С. Использование метода целесообразно подобранных задач для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении теорем // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Сер. "Естественные науки" 2018. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2018. С. 270-278.
-
Волков Ю.А., Старостина С.А. Активизация учебно-познавательной деятельности с помощью метода "мозгового штурма" // Инновационные технологии в педагогике высшей школы: материалы VII Междунарожной межвузовской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, Петергоф, 2021. С. 255-258.
-
Воронько Т.А. Задачи как средство формирования опыта исследовательской деятельности учащихся // Наука и школа. 2007. №5. С. 47-49.
-
Далингер В.А. Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся при обучении математике // Успехи современного естествознания. 2012. № 7. С. 134-136.
-
Казибекова С.Т. Активизация познавательной деятельности бакалавров по профилю "Математика" с использованием мультимедийных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 60-62.
-
Коротаева Е.В. Проблемы активизации субъектов в учебно-познавательном взаимодействии // Педагогическое образование. 2008. № 3. С. 25-37
-
Подошва Н.В. Современные информационные технологии как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении высшей математики // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. №20. С. 98-103
-
Сушкова С.Н. Некоторые подходы к созданию модели процесса активизации познавательной деятельности студентов при изучении математики // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2008. № 1 (51). С. 131-134.
-
Трунтаева Т.И., Никаноркина Н.В. Практико-ориентированные задачи в курсе математической логики // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69. С. 232-236.
-
Филипповская И.В., Селиванова И.В. Приемы организации познавательной деятельности при изучении учебного модуля "производная и ее применение" в классах с углубленным изучением математики // Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве: сборник статей III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / отв. редактор В.Н. Фрундин. 2019. С. 197-200.
-
Ярошенко С. Н. Понятие "Активизация учебно-познавательной деятельности" учащихся в научно-педагогических исследованиях // Вестник ОГУ. 2004. №9. С.81-82.